Возрождение немецкой литературы
Параллельно с «экономическим чудом» в ФРГ происходил и духовный ренессанс, нашедший отражение в быстром возрождении литературы. Характерные черты «новой» немецкой литературы — повышенное внимание к социально-политическим проблемам и прямота суждений по самым актуальным вопросам.
В ГДР характер литературы определяли политические условия, в которых приходилось работать писателям. Под сковывающим идеологическим надзором даже Б. Брехт не создал ничего значительного после переселения в советскую оккупационную зону.
Начало возрождения немецкой литературы можно отнести к 1947 г., когда двое бывших военнопленных X. Рихтер и А. Андерш создали «Группу 47», объединившую таких известных литераторов, как Г. Грасс, 3. Ленц, Х. М. Энценсбергер и др. Они были преисполнены решимости освободить творчество от всякого принуждения. Для художника была важна только внутренняя потребность помочь обществу в разрешении его проблем. В своих произведениях члены «Группы 47» раскрывали истинный смысл того, что происходило в Германии 30-х годов XX в. Так, в романе «Галера» Б. Вернер описывал варварское разрушение Дрездена англо-американской авиацией, те ужасы, что сопровождали крах нацистской утопии. Блестящий стилист Г. Грасс в трилогии «Жестяной барабан», «Кошка и мышь» и «Собачьи годы», беспощадно срывая с нацизма маску таинственной мифологии, показал всю преступность фашистского режима.
Девиз нового поколения писателей сформулировал драматург и участник немецкого Сопротивления Г. Вайзенборн:
«Время безмолвия, шепота и секретов в прошлом. Мы можем говорить. Мы должны говорить». Лауреат Нобелевской премии Г. Бёлль в романах «Бильярд в половине десятого» и «Глазами клоуна» показал, как в условиях «экономического чуда» среди руководителей нового демократического государства оказываются бывшие нацисты. В романе «Групповой портрет с дамой» он критикует католическую церковь с ее ханжеской моралью. Когда правая пресса заклеймила Бёлля как духовного отца и пособника терроризма, он ответил на это великолепной новеллой «Поруганная честь Катарины Блюм ».
В 70-е годы в литературе ФРГ произошел поворот к описанию личной жизни че ловека, его внутреннего мира. Помимо описания социальных проблем, литераторов стали привлекать иные темы. Сформировалась «женская» литература, представленная произведениями К. Штрук и Б. Швайгер. Огромными тиражами выходят имеющие большую популярность остросюжетные детективно-шпионские романы Й. Зиммеля, X. Конзалика и др.
Писателей ГДР ориентировали на «социалистический реализм» советского образца, хотя Л. Фейхтвангер продолжал писать исторические романы, опубликовав превосходные произведения «Гойя» (1952) и «Мудрость чудака» (1952). Было создано множество «производственных» произведений — о заводах и фабриках, сельских кооперативах. Они отличались примитивными сюжетами и художественной невыразительностью. Люди «добрые», прежде всего партийные функционеры, вступали в борьбу с людьми «злыми», «затаившимися агентами Запада». Конечно, победитель был известен заранее. Этим проблемам посвятила свои романы «Решение» (1959) и «Доверие» (1968) старейшина восточногерманской литературы А. Зегерс.
В 60-е годы XX в., когда многие авторы все еще верили в возможность улучшения социалистической системы, появился ряд критических произведений. Большой общественный резонанс получили романы «Лжец Якоб» Ю. Беккера, «Актовый зал» Г. Канта. Скрытое неприятие режима выражено в книгах К. Вольф, сделавшей своим девизом «субъективную аутентичность». Открытого критика системы, поэта и певца В. Бирмана сначала лишили права на публичные выступления, а затем и гражданства. В 70-е годы страну были вынуждены покинуть многие известные литераторы: Г. Кунерт, С. Кирш, Р. Кунце.
Опера Б. Брехта «Осуждение Лукулла» подвергалась резкой критике в партийной прессе. Автора обвиняли в пессимизме, неуважении к немецкой народной культуре. К чести Брехта, он ни разу не поступился своими творческими принципами, хотя и вынужден был публично декларировать преданность режиму (например, после подавления восстания 17 июня 1953 г.).
Падение Берлинской стены за одну ночь изменило картину мира многих писателей. Немецкая литература вступила в новую стадию своего развития, когда предстояло ОСМЫСЛИТЬ порой весьма противоречивое недавнее прошлое. Особенно это касается писателей из бывшей ГДР. Все они были каким-то образом причастны к политике своего государства. Безразлично, являлись ли они жертвами, «попутчиками» или приверженцами этого строя.