Традиции и новаторство в живописи
После 1945 г. связь немецкой живописи с мировым искусством была восстановлена удивительно быстро. Еще были живы и творили объявленные нацистами «дегенератами» и «вырожденцами» О. Кокошка и М. Бекман, вернувшие, казалось бы, канувший в историю модернизм.
В 1947 г. в баварском Аугсбурге была открыта художественная выставка «Экстремизм в живописи». Она не пользовалась большой популярностью у публики, непривычной к абстрактному искусству.
О новом этапе в развитии немецкого искусства в начале 60-х годов возвестила группа «Зеро» из Дюссельдорфа. Она ориентировалась на искусство on-apma, уходившего своими корнями в знаменитый Баухауз веймарского периода. Представители этой группы О. Пине, X. Мак, Г. Уеккер обратились к феноменам природы: свету, движению, пространству (отсюда и название: оптическое искусство).
Искусство оп-арта с его основной идеей представить банальную реальность как искусство не получило в Германии широкого распространения. Зато окрепло направление «неформалов», использующих новые и необычные материалы. Так, А. Кифер создает огромные произведения из свинца (например, самолет в натуральную величину). Для своих творений в качестве декоративных материалов он использует пыль, пепел, цветочные лепестки, корни деревьев. Картины представителя оккультного направления 3. Польке постоянно изменяют свой цвет с помощью введенных в краски химикатов.
К концу XX в. широкое распространение получают голографические картины, создаваемые с помощью компьютера.