Театр, кино, телевидение — творческая конкуренция
Театральную жизнь в Германии определяют около 160 государственных и около 200 частных театров. Для немецкого драматического театра характерен синтез представления музыкального и драматического. Наибольшей популярностью по традиции пользуются такие спектакли, как «Фауст» И. Гёте, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна. Пьесам современных драматургов трудно соперничать с ними. Но такие пьесы Р. Хоххута, как «Юристы» и «Заместитель», привлекли к себе всеобщее внимание и вызвали ожесточенные дискуссии. Спектакль по пьесе А. П. Чехова «Три сестры», поставленный П. Штайном, прошел в Москве с большим успехом.
Для- знаменитого в 20-е годы XX в. немецкого кинематографа в конце века настали не лучшие времена. Немецкое кино вынуждено конкурировать с потоком кинопродукции Голливуда, телефильмами и сериалами. Расцвет кино Германии приходился на 50-е годы, когда кино пользовалось неизменной любовью зрителей.
В 60—70-е годы больших успехов добился «молодой немецкий фильм», режиссеры которого сделали своим девизом слова: «Папино кино кончилось». Панорама жизни немецкого общества представлена в фильмах Р. Фассбиндера «ЭффиБрист», «Замужество Марии Браун», «Берлин, Александер плац», «Тоска Вероники Фосс».
Ленты этого выдающегося режиссера, сделавшие звездой мирового класса актрису X. Шигуллу, строились на трех элементах: драматургия, актеры, предметная среда. В картинах Фассбиндера предметы, окружающие героя, всегда выступали персонифицированным носителем переживаний человека. Обыгрывание декораций, цветовых плоскостей помогало передать переживания героев, придать фильму характер ритуального действа. Фассбиндер является единственным немецким режиссером послевоенного времени, фильмы которого вошли в золотой фонд мировой кинематографии.
Фильм другого выдающегося немецкого режиссера В. Вендерса «Небо над Берлином» (1988) получил премию престижного Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
Для творческой манеры знаменитого кинорежиссера Ф. Шлендорфа характерны тонкий дар Ханна Шигулла в роли Марии стилизации и виртуозное умение в фильме «Замужество Марии связывать в неразрывное целое Браун-(1978 т.) историю и современность. Его экранизация бестселлера Г. Грасса «Жестяной барабан» получила «Золотую пальмовую ветвь» в Канне и «Оскара» в США как лучший иностранный фильм 1980 г. А фильм «Поруганная честь Катарины Блюм» (экранизация повести Г. Бёлля) стал самым кассовым фильмом середины 70-х годов. На протяжении многих лет Шлендорф защищает высокие художественные традиции и культурное наследие европейского кино от вторжения обезличенной продукции голливудской «фабрики грез», рассчитанной на восприятие усредненного массового зрителя.
В 90-е годы XX в. в картине «Сталинград» Й. Фильсмайер показал жестокие реалии войны. Проблемам объединения «двух Германий» посвящены фильмы К. Шлингезифа «Цепная пила» и «Террор 2000».
Молодые немецкие кинорежиссеры пробуют себя в труднейшем жанре комедии. Наибольшей известности добилась Д. Дерри с ее игриво-шуточными фильмами «Мужчины», «Я и он», «Никто меня не любит».
Но кинематограф по прежнему испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны телевидения.