Новое правительство
К моменту первых общенациональных выборов большинство партий уже имело свои общегерманские структуры. Объединение «двух Германий» было чисто политическим актом. Теперь же встала задача хозяйственной интеграции обеих частей страны. Поэтому именно экономические вопросы стали основными в предвыборной кампании.
Партии правящей коалиции — ХДС—ХСС и СвДП праздновали объединение как свой успех и заверяли, что мощная экономика старой ФРГ преобразует хозяйство и новых земель. Но это не отвечало настроениям «западных» избирателей. 80% их приветствовали объединение, но не желали идти для этого на личные жертвы. Сотни тысяч переселенцев из-за Эльбы казались почтенным бундесбюргерам страшной угрозой их благополучию, хотя бы уже потому, что соглашались работать за меньшую зарплату. Видя такие настроения, лидер СДПГ О. Лафонтен, взяв на себя роль Кассандры, предрекал крах экономики в землях бывшей ГДР и возникновение массовой безработицы. И в этом он оказался совершенно прав, но из его речей у населения восточногерманских областей складывалось впечатление, что оно является обузой для западных немцев.
Партийный блок ХДС—ХСС в своей программе сделал упор на создание жизнеспособных рыночных структур в Восточной Германии и необходимость социальных гарантий для ее населения. В обстановке еще царившей «объединительной» эйфории он получил на общегерманских выборах 43,8% голосов избирателей. СДПГ, которой многие прочили победу, потерпела поражение: ее поддержали лишь 33,5% избирателей. Воссоединение явно усилило позиции либеральной Свободной демократической партии (СвДП), которой отдали голоса 11% избирателей. Но это скорее объяснялось популярностью ее лидера Х. Д. Геншера. Неожиданностью стало то, что в бундестаг не попала партия «зеленых». Но зато в него вошли представители двух партий, действующих только на территории бывшей ГДР, где голоса подсчитывались отдельно и временно не был установлен пятипроцентный барьер, — «Сою-за-90» и Партии демократического социализма (ПДС).
Канцлер намеревался быстро сформировать кабинет министров. Однако только 18 января 1991 г. новое правительство (в нем были представлены всего три политика из восточных земель, и лишь один из них получил важный портфель министра транспорта и связи) было приведено к присяге.