Партнерство Германии
С 1990 г. ФРГ была полностью поглощена процессом объединения нации. Но вспыхнувшая на следующий год война в Персидском заливе заставила новую Германию скорее, чем этого можно было ожидать, определить свою позицию в мире. От прямого участия в войне, несмотря на предложение США, Германия отказалась, но выделила на ее финансирование 17 млрд марок.
В связи с войной канцлер Г. Коль заявил о том, что ФРГ не может больше занимать отстраненную позицию, а должна взять на себя свою долю ответственности за поддержание международной стабильности. Но для этого ей необходимо стать постоянным членом Совета Безопасности ООН.
В настоящее время Германия является третьим после США и Японии государством-донором ООН (ее доля составляет около 10%). Она третий раз подряд избирается непостоянным членом Совета Безопасности. Но для того чтобы Германия могла стать постоянным членом этой организации, необходима структурная реорганизация ООН, что является делом близкого будущего. (В октябре 2003 г. президент Франции Ж. Ширак с трибуны ООН заявил о необходимости сделать постоянными членами Совета Безопасности ФРГ и Японию.)
В начале 90-х годов XX в. в Германии проходила широкая дискуссия относительно участия частей бундесвера в военных операциях за пределами региона НАТО, в частности в Сомали и Биении. Деликатность этого вопроса не требует пояснений. Хотя после окончания Второй мировой войны миновало более полувека, но германский нацизм оставил в истории столь глубокий след, что появление на Балканах немецких солдат могло бы вызвать тяжелые исторические реминисценции. Споры продолжались до тех пор, пока в июле 1994 г. Федеральный конституционный суд не вынес решение о том, что направление подразделений бундесвера за пределы региона НАТО не противоречит Конституции и требует только согласия простого большинства бундестага.
Когда в мае 1998 г., еще до своей победы на выборах, Шрёдер был с визитом в США, он заверил президента Б. Клинтона, что в случае прихода к власти Социал-демократической партии Германии (СДПГ) внешнеполитический курс Германии останется прежним, а ее интересы и ценности — общими с американскими. Но в дальнейшем расхождения во взглядах руководителей двух стран начали нарастать.
Приоритетными стратегическими целями стали для Германии сохранение и развитие германо-французской дружбы, германо-американского партнерства и германо-российской кооперации, поскольку, как подчеркнул канцлер Шредер, «без России не может быть общеевропейской стабильности». В то же время правительство Шредера отказалось от прежнего курса простого оказания финансовой помощи России (поскольку выделяемые кредиты бесследно исчезали), а перешло к предоставлению кредитов на конкретные проекты при немецком контроле за расходованием средств (что, впрочем, не является полной гарантией их правильного использования).
Канцлер Шредер постоянно подчеркивает важность для Германии национальных интересов. Если Коль на Первом международном конгрессе партнерских инициатив в Вольфсбурге заявил: «Мы, немцы, поставим на карту свое будущее, если ограничимся национально-государственными интересами», то Шредер сразу после выборов сказал журналистам, что занял пост канцлера, «чтобы представлять интересы Германии». Такой же позиции Шредер придерживается и в отношении экономического объединения Европы. Он неустанно подчеркивает, что «ушло то время, когда Европа процветала за счет Германии», которая готова быть «мотором» Европейского союза (ЕС), но отказывается «оплачивать чью-то нерадивость».