“Еврейский вопрос – мировой вопрос!”
Нацистская политика в отношении евреев, определявшаяся множеством отдельных указов, распоряжений, законов, вела в конечном счете к невозможности нормального проживания евреев в Германии. Но до 1937 г. нацисты, заинтересованные в скорейшем подъеме экономики, не затрагивали эту сферу антисемитскими эксцессами. Хотя уже с 1933 г. евреи были удалены из наблюдательных советов многих крупных фирм, их принуждали к продаже своих предприятий (нередко по бросовым ценам). Экономика стала разделяться на «арийскую» и «еврейскую», причем началась ее постепенная «ариизация». Этому способствовали структурные изменения самого хозяйства, которое все больше оказывалось во власти многочисленных государственно-бюрократических инстанций, распределявших валюту, сырье, заказы, рабочую силу и энергию. Понятно, что предприниматели из евреев не могли рассчитывать на благосклонность властей.
Если в начале 1933 г. в Германии евреям принадлежало около 100 тыс. предприятий, то к концу 1938 г. 60% из них или перестали существовать, или были проданы новым, «арийским» хозяевам. К этому времени из рейха эмигрировала треть евреев (около 150 тыс. человек). Процесс «ариизации» экономики коснулся и занятости населения. В 1938 г. 60 тыс. евреев не имели работы, в то время как среди немцев безработицы практически не было.
Катастрофическим было положение евреев, занятых в мелкой торговле. Из 50 тыс. их магазинов к лету 1938 г. осталось 9000, причем 3637 находились в Берлине, где проживала самая крупная еврейская община.
Солидные фирмы и банки с прочными заграничными связями имели больше возможностей для выживания. Их ликвидация грозила общим ухудшением экономического положения, а их «онемечивание» требовало значительных средств. Кроме того, возможные покупатели нередко предпочитали выжидать, пока в условиях дискриминации и притеснений хозяев-евреев цены на эти предприятия и фирмы упадут.
С осени 1937 г. явно усилилась тенденция к вытеснению евреев из экономики. У А. Гитлера появилась идея создать «еврейский гарантийный союз», т. е. ввести принцип коллективной ответственности еврейских банкиров и предпринимателей, и обложить евреев особыми налогами. Но от принятия такого закона фюрера отговорил Г. Геринг, опасавшийся, что такая мера нанесет ущерб сырьевой и валютной безопасности страны. Но позже Гитлер вернулся к этой идее. По его убеждению, Германия не сможет достаточно подготовиться к планируемой большой войне, пока важные экономические посты будут занимать евреи. Не случайно он заявил, что «еврейский вопрос» является «мировым вопросом, который так или иначе придется решать».
Вытеснение евреев из сферы экономики резко усилилось после присоединения Австрии. Если в начале 1938 г. было «ариизировано» 120 предприятий, то затем процесс значительно ускорился: 60 предприятий — в июле, 75 — в августе, 235 — в сентябре и т. д. Геринг настаивал на том, что «ариизацию» промышленности следует целиком передать в руки государства.