“Хрустальная ночь”
7 ноября 1938 г. в Париже 17-летний польский юноша Г. Гриншпан смертельно ранил третьего секретаря немецкого посольства Э. Рата, по иронии судьбы не одобрявшего антисемитскую политику и находившегося под наблюдением гестапо. Покушение стало желанным поводом для крупнейшего со времен средневековья погрома, получившего название «хрустальная ночь» из-за миллионов осколков витринного стекла, усеявших улицы немецких городов. В ночь с 9 на 10 ноября по всей Германии одновременно запылали многие синагоги, дома и магазины евреев. Руководившие якобы стихийными выступлениями возмущенных убийством Рата немцев Р. Гейдрих и шеф гестапо Г. Мюллер приказали своим подчиненным вмешиваться только в том случае, если возникнет опасность жизни и имуществу немцев, и не препятствовать антисемитским демонстрациям. Предписывалось арестовать столько евреев, сколько их поместится в местных тюрьмах, а затем обеспечить быстрейшую отправку арестованных в ближайший концлагерь.
8 итоге страшного погрома было полностью или частично сожжено 186 синагог, разгромлено и разграблено 7500 магазинов, ущерб только от одних разбитых магазинных витрин составил 5—6 млн марок. Несколько сот человек получили различные ранения. Точно неизвестно, сколько евреев погибло в ту ночь (по донесениям полиции — 36 человек, по другим свидетельствам — более 100). Но в концлагеря было отправлено около 3 Отыс. евреев.
Страшным цинизмом было то, что евреям предложили самим платить за отобранную у них собственность: государство конфисковало выплаченные им страховыми компаниями суммы. К тому же на евреев, «спровоцировавших народ на беспорядки», был наложен штраф в 1 млрд марок.
«Хрустальная ночь» стала переломной в том смысле, что если прежние антисемитские погромы устраивали бандиты в нацистских коричневых рубашках, то теперь само государство вступило на страшный и преступный путь, возврата с которого уже не было.
На совещании у Геринга, когда было принято решение отобрать у евреев всю собственность, Гейдрих заявил, что теперь «нашей основной задачей остается вышибить их из Германии вообще».