Лагеря смерти
В систему нацистских концлагерей входило 22 крупных лагеря и 165 рабочих лагерей. К концу войны в них находились более 700 тыс. заключенных (немцев среди них было 5—10%). Всего же через эту страшную «машину смерти» прошли 7,2 млн человек, из которых в живых остались около 500 тыс. человек. Особое место в системе концлагерей занимали лагеря уничтожения людей, расположенные на территории Польши: Хелмно, Бельзек, Собибор, Треблинка, Майда-нек и Освенцим (Аушвиц-Биркенау).
Осенью 1941 г. для ликвидации людей, которых до этого просто расстреливали, была применена новая «технология».
По инициативе гауляйтера Вар-тегау А. Грейзера, стремившегося полностью очистить свой район от евреев, в лагере Хелмно близ Лодзи впервые была сооружена газовая камера. Грейзер получил от Г. Гиммлера разрешение подвергнуть 100 тыс. заключенных «особому обращению», что на жаргоне нацистских палачей означало уничтожение людей.
В концлагере Бельзек было уже шесть газовых камер, замаскированных под душевые, с потолка которых вместо воды струился смертоносный газ, удушающий человека за 25—30 минут. В день через камеры можно было пропустить до 5000 человек.
Опыт Бельзека перенимали палачи из двух других лагерей смерти — Собибора и Треблинки. К лету 1942 г. эти лагеря уже не справлялись с прибывающим потоком обреченных людей и были расширены.
Майданек первоначально был трудовым лагерем (осенью 1941 г. от голода и болезней в нем умерли 5000 советских военнопленных), но летом 1942 г. и там установили две газовые камеры, в которых было уничтожено 360 тыс. человек.
Самым крупным лагерем, настоящей «фабрикой смерти» являлся Освенцим, созданный летом 1940 г. на глухом пустыре в Силезии. Место имело то преимущество, что поблизости находился крупный железнодорожный узел. В огромный лагерь свозили людей из 23 стран Европы. Наличие многочисленной бесплатной рабочей силы заинтересовало немецких промышленников. Концерн «ИГ Фарбениндустри» построил близ Освенцима завод по производству синтетического каучука. Затем рядом появились заводы Г. Круппа и концерна «Рейхсверке Герман Геринг».
Коменданту Освенцима штурмбаннфюреру Р. Гёссу первому пришла в голову мысль использовать применяемый в армии дезинфицирующий газ «циклон-Б» для умерщвления людей. Осенью 1941 г. были проведены «опыты» на 900 советских военнопленных. К этому времени в лагере содержались сотни тысяч узников, которых охраняли 3000 эсэсовцев. С весны 1942 г. туда день и ночь тянулись эшелоны смерти со всех уголков Европы, день и ночь дымили трубы гигантских крематориев.
Примерно четверть прибывающих узников временно оставляли в живых для использования на различных лагерных работах. Мир концентрационного лагеря имел своеобразную иерархическую структуру.
Никто из узников, прибывавших в Освенцим, не подозревал, что ждет его впереди. Газовые камеры выглядели как обычные здания, окруженные газонами и цветочными клумбами. Люди направлялись на смерть под мелодии из венских оперетт, которые наигрывал оркестр, также состоявший из заключенных — симпатичных девушек, одетых в белые кофточки и синие юбки.
«Конвейер смерти» действовал бесперебойно. Так, в июле 1944 г. всего за один день в лагере были умерщвлены 46 тыс. человек. Всего в Освенциме нашли свою смерть более 3 млн узников. При этом надо учитывать, что тысячи и тысячи женщин, детей, стариков, больных, которые после прибытия сразу направлялись в газовые камеры, не заносились в регистрационные списки.
Невозможно точно назвать и общее количество жертв холокоста. В материалах Нюрнбергского процесса над главными немецкими военными преступниками говорится о 6 млн человек, большинство из которых было из Польши и с оккупированной территории Советского Союза.
Преступление остается преступлением независимо от количества жертв. Для страданий, издевательств, пыток и смерти нет количественных оценок. Невозможно утверждать, что одно массовое убийство более ужасно, чем другое. Но холокост делают единственным в своем роде преступлением не садизм палачей, а то, что впервые в истории человечества людей обрекали на смерть только потому, что сам факт рождения от определенных родителей был объявлен преступлением, которое каралось смертью. Такого не было нигде и никогда. Мотивации всех известных в истории случаев геноцида проистекали из конкретных конфликтов. Мотивацией холокоста явился абсолютно вымышленный «всемирный еврейский заговор». Это был глобальный геноцид, основанный исключительно на идеологии.