Искусство воспевает рейх
Поскольку нацистская партия требовала, чтобы литература и искусство художественными средствами пропагандировали ее нравственные и эстетические идеалы, то полуофициально и был очерчен круг проблем, которыми следовало заниматься немецким мастерам культуры.
Так, писателям рекомендовалось уделять особое внимание прежде всего фронтовым, патриотическим и расовым сюжетам. Исходя из концепции «крови и почвы», литераторы старались наделить землю мифическими чертами, представить ее как хранительницу вечных германских ценностей. Сельская жизнь воспринималась идиллией, поскольку крестьяне живут в соответствии с ритмом земли и всегда слышат ее зов. Такое обращение к доиндустриальным мифам и символам объяснялось стремлением отвлечь массы от действительных проблем, лишить отдельного человека его индивидуальности и превратить в крохотную частицу «народного сообщества».
Такие же задачи были поставлены и перед художниками. Самыми распространенными сюжетами стали изображения рабочих, крестьян и солдат. С одного полотна на другое кочевали усердные, мускулистые горняки или сталевары. В изображениях крестьян просматривались некая гармония души и тела, умиротворенность и покой, вызванные близостью к земле-кормилице.
В архитектуре и скульптуре однозначно доминировали помпезная монументальность и лжеклассицизм, которые лучше всего воплощали претензии тоталитарного государства на величие. Но даже официальная «Кельнская газета» писала, что представленные на Большой немецкой выставке в 1937 г. огромные деревянные скульптуры, сотворенные М. Хануш, «вызвали сочувствие большинства посетителей своими совершенно безумными размерами».
Возводившиеся в эти годы государственные и партийные здания напоминали феодальные замки. В таком стиле были выстроены высшая партийная школа в Хемизее, новая рейхсканцелярия в Берлине, Дом немецкого искусства в Мюнхене.
Толстые каменные стены, сравнительно небольшие окна с коваными решетками, огромные арочные проемы, ряды бесконечных колонн символизировали мощь и несгибаемую волю нацистской партии и государства.
Особым расположением палаты изобразительных искусств пользовались художники-декораторы, так как считалось, что своим искусством они «вносят большой вклад в приближение счастливой и культурной жизни». Очевидно, в виду имелось проектирование особых кроватей для молодоженов, что, пусть и косвенно, должно было способствовать повышению рождаемости, а значит и процветанию страны.
Важнейшей функцией официального искусства была пропаганда культа фюрера, которому приписывались все добродетели, какие только можно вообразить. Особенно велика была в этом роль прессы, кинематографа и поэзии. В необозримом море стихотворных восхвалений А. Гитлер одновременно и велик, ибо «указывает путь к звездам», и скромен, «как ты и я». Искусство убеждало, что образ фюрера навечно запечатлен в сердцах народа, который он ведет «к свободе и хлебу». Малоизвестный поэт Л. Игенау в 1933 г. писал:
Вождю Германии мы отдаем сердца!
Хайль Гитлер — наша песня о свободе,
Как ты велишь, в борьбе мы до конца,
С тобою рядом в радости и горе!
Алеет день и восстает свобода
С немецкой песней изо тьмы веков.
Бог отдал Гитлеру всю мощь души народа,
Дерзанье юности и мудрость стариков!
{Пер. А. Патрушева)
Культ вождя выработал и особый ритуал. Во всех учреждениях и учебных заведениях обязательно должен был висеть портрет Гитлера, перед которым всегда стояли свежие цветы как символ неугасающей народной любви. Ритуалу был вынужден подчиняться и сам Гитлер. Как выходец из народа, он постоянно носил скромную форму рядового члена партии, лишь в торжественных случаях прикрепляя на нее полученный в годы Первой мировой войны Железный крест.
Но культ вождя нации имел и обратную сторону. Превращение народа в фанатичную толпу, обожающую фюрера, оборачивается тем, что и сам вождь начинает подчиняться ее инстинктам. Он сам начинает верить в то, что приписывает ему толпа, и сливается с нею в едином порыве слепого фанатизма.
Очень точно написал об этом Ф. Ницше: «Вождь должен иметь все качества толпы; тогда она тем менее будет стыдиться перед ним, и он будет тем более популярен».