Завоевание Германии национал-социализмом.

Ошеломляющий успех Национал-социалистической рабо­чей партии Германии

Ошеломляющий успех Национал-социалистической рабо­чей партии Германии (НСДАИ) на выборах лишь отчасти можно объяснить тяжелой экономической ситуацией в стране и глубоким разочарованием масс в партийной системе Вейма­ра. То обстоятельство, что именно НСДАП совершила голо­вокружительный рывок вперед, в основном следует объяснить политическим дарованием ее лидера А. Гитлера и притяга­тельной силой нацистского движения.

Действительно, многие немцы, не разделяя идеалы нацио­нал-социализма, считали тем не менее, что он принес в серую и холодную повседневность «механически-рационального по­рядка» веймарской Германии накал драматизма и страсти. Нацизм казался эмоциональным протестом про­тив бездушной рационализации человеческого бытия.

Выборы 1930 г. проходили в условиях кризиса, еще срав­нимых с ситуацией 1926 г., когда спад производства был пре­одолен сравнительно быстро. Нацисты пришли в большую политику не на пике кризиса, а на заключительной стадии ста­билизации.

Включившись после освобождения из заключения в начале 1925 г. в активную партийную деятельность, А. Гитлер с уди­вительной энергией в кратчайший срок воссоздал и реоргани­зовал фактически развалившуюся партию. Новая тактика бы­ла выражена в требовании Гитлера «не перестрелять ноябрь­ских преступников, а переголосовать их». Все усилия партии отныне были направлены на завоевание масс.

Примечательной чертой нацизма была его постоянная ак­тивность, движение ради движения, движение как постоян­ное доказательство безудержной динамики. В идеологическом отношении НСДАП представляла собой характерный для не­мецких правых сил конгломерат самых различных идей. Но­вым был только тот эмоциональный накал, с которым велась борьба против веймарской «системы», дополненный антисе­митизмом, антилиберализмом, антимарксизмом и антикапи­тализмом. Иррациональный мифологизм соединился с соци­альным протестом «молодого поколения» против старого мира. Второй после фюрера (вождя) человек в партии Г. Штрассер громогласно провозгласил девиз нацизма: «Эй, старичье, ус­тупите дорогу!»

Многие аргументы национал-социализма были заимство­ваны из пропагандистского арсенала консервативных крити­ков процесса модернизации и его последствий. Но идея буду­щего «народного сообщества» уже выходила за пределы таких консервативно-реставрационных воззрений.

Представители старой элиты, со своей стороны, питали иллюзорную надежду на «приручение» нацистского движе­ния и использование его в своих интересах. Они не поняли того, что нацисты являются не просто более радикальными выразителями идей врагов республики и демократии, а со­вершенно новой и еще невиданной разрушительной силой.

Национал-социалисты были, в сущности, первой «народной партией», о чем свидетельствует социальный состав НСДАП. В 1930 г. среди ее членов было 25,6% служащих, 14,1% сель­ских хозяев, 9,1% ремесленников и кустарей, 8,2% торговцев, 3% лиц свободных профессий, 1,7% учителей. Эти слои были представлены в партии сверхпропорционально их доле в насе­лении Германии. Что же касается рабочих, то в партии они со­ставляли 28,1%, в то время как среди трудящихся их было 45%. В это время за нацистов голосовали около 2 млн рабочих, а в штурмовых отрядах (СА)1 их насчитывалось более 200 тыс. (в основном это были люди, потерявшие работу).

В отличие от других партий НСДАП сумела создать раз­ветвленную сеть местных организаций, хотя никак не могла прочно утвердиться на католическом юго-западе страны.


Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]