«Кабинет баронов»

Новый рейхсканцлер Германии 1932 года.

Новым рейхсканцлером Германии 1 июня 1932 г. был на­значен Ф. Папен (1879—1969), выходец из обедневшего вест­фальского дворянского рода, незадачливый политик, сторонник католической партии «Центр», тщеславный, вероломный и хитрый человек. Выбор президента вызвал всеобщее недо­умение, но президенту П. Гинденбургу понравились обходи­тельность и превосходные манеры этого бывшего гвардейско­го офицера. Однако Папен не имел в Германии никакого поли­тического веса. Он даже не был депутатом рейхстага, а всего лишь занимал место в прусском ландтаге, где не проявлял особых инициатив. Согласие Папена занять пост главы прави­тельства после грубого отстранения от власти Г. Брюнинга вызвало такое возмущение руководителей «Центра», что но­вого рейхсканцлера немедленно исключили из рядов католи­ческой партии.

Правительство Папена получило меткое прозвище «каби­нет баронов», потому что из десяти членов кабинета шесть ми­нистров были дворянами, двое — директорами промышленных корпораций. Известный немецкий дипломат и писатель Г. Кес-слер охарактеризовал их позицию как «комбинацию глупости и реакционности». Министром обороны стал К. Шлейхер.

Уже 4 июня новый рейхсканцлер распустил рейхстаг с на­значением новых выборов на 31 июля. В середине июня был снят запрет на действия штурмовых отрядов. И на улицах не­мецких городов постоянно стали происходить кровавые стыч­ки между штурмовиками и ротфронтовцами — военизирован­ной организацией Коммунистической партии Германии (КПГ). Все партии, кроме Национал-социалистической рабо­чей партии Германии (НСДАП) и КПГ, настойчиво требовали от правительства наведения элементарного порядка в стране.

Папен отреагировал на это требование своеобразно. За две недели до выборов он запретил все политические демонстра­ции, а 20 июля сместил прусское правительство и объявил се­бя рейхскомиссаром Пруссии, крупнейшей германской земли. Предлогом для такого государственного переворота послужи­ло вооруженное столкновение в Гамбурге, в котором погибли 19 человек и были ранены около 300 человек. Это побоище было расценено как неспособность прусского правительства контролировать ситуацию (в общем, это соответствовало дей­ствительности). Прусский кабинет министров социал-демок­рата О. Брауна не оказал никакого сопротивления, хотя в его распоряжении имелась хорошо вооруженная полиция, превы­шавшая по численности местные части рейхсвера. Но Соци­ал-демократическая партия Германии (СДПГ) заявила, что ос­тается на почве законности, не станет использовать антиконституционные средства защиты и отвергает идею объявления всеобщей забастовки (в 1920 г. она спасла республику от кап-повского путча) как слишком опасную.

Выборы 31 июля 1932 г. принесли нацистам оглуши­тельный успех. За национал-социалистов проголосовали 13,74 млн человек, а их фракция в рейхстаге, объединившая 230 депутатов, стала самой большой. Социал-демократы завое­вали 7,95 млн голосов и провели в парламент 133 депутата. Третье место заняли коммунисты, которые получили 89 депу­татских мест. Из других партий только партия «Центр» не­сколько увеличила свое представительство в рейхстаге, полу­чив дополнительно 7 мест. Прочие партии проиграли: нацио­налисты потеряли 4 мандата, а от обеих либеральных партий в парламент прошли всего 11 депутатов.

Но А. Гитлер был недоволен тем, что его партия, за кото­рую проголосовало 37% избирателей, не смогла получить большинство мест в рейхстаге. Таким образом, в основном нем­цы были по-прежнему настроены против национал-социализ­ма. Однако при встрече с министром обороны Шлейхером фю­рер потребовал для себя пост рейхсканцлера, а для партии — должности министров внутренних дел, юстиции, экономики, а также пост премьер-министра Пруссии.

Одновременно Гит­лер заявил, что потребует от рейхстага предоставления ему чрезвычайных полномочий для наведения порядка. Шлейхер вел себя уклончиво, но Гитлер почему-то решил, что генерал согласен. Однако через неделю Папен и Шлейхер взяли назад все свои обещания, предложив Гитлеру пост вице-канцлера и намекнув, что через некоторое время Папен конституционно уступит ему свое место рейхсканцлера. В тот же день Гитлера принял президент. П. Гинденбург заявил, что не может рис­ковать передачей власти такой партии, которая не располага­ет абсолютным большинством в парламенте и является чрез­вычайно нетерпимой, крикливой и разнузданной.


Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]