Конец существования республики

Гитлер на пути к власти

23 января 1933 г. рейхсканцлер К. Шлейхер посетил П. Гинденбурга. Он потребовал распустить рейхстаг, в кото­ром так и не смог получить поддержки, и предложил управ­лять страной с помощью президентских декретов. Кроме того, Шлейхер попросил президента даже временно упразднить парламентскую демократию и установить военную диктатуру. Ранее о принятии подобных мер просил Ф. Папен, теперь уве­рявший всех, что уговорит А. Гитлера войти в правительство, которое сможет получить поддержку рейхстага.

Президент напомнил рейхсканцлеру, что он сместил его предшественника за аналогичные предложения. Это вынуди­ло генерала Шлейхера 29 января подать Гинденбургу проше­ние об отставке. Приняв прошение, президент поручает Па-пену выяснить возможность формирования нового кабинета министров во главе с Гитлером «на конституционных осно­вах».

Фюрер уже знал о намерении президента поручить ему формирование нового правительства. Папену же, не терявше­му надежды вновь стать рейхсканцлером, удалось привлечь на свою сторону лидера националистов А. Гугенберга, партии которого было обещано два места в правительстве. Затем пос­ле новых переговоров с Гитлером было достигнуто соглаше­ние о том, что нацисты, кроме должности рейхсканцлера, по­лучат портфель министра внутренних дел, а для Г. Геринга будет создано министерство авиации. Но Гитлер внезапно по­требовал под свое начало еще имперский комиссариат по де­лам Пруссии и прусское министерство внутренних дел, кото­рое дало бы ему контроль над сильной прусской полицией. В довершение всего он заявил о необходимости проведения новых выборов в рейхстаг.

Услышав о требованиях лидера нацистов, Гинденбург вспомнил о своих сомнениях. Однако от имени Гитлера его за­верили в том, что «это будут последние выборы». К вечеру 29 января 1933 г. распространились слухи о том, будто Шлей­хер вместе с начальником войскового управления рейхсвера генерал-полковником К. Хаммерштейном поднимает по трево­ге потсдамский гарнизон с целью арестовать президента и со­вершить военный переворот. Гитлер немедленно распорядил­ся держать в полной боевой готовности всех берлинских штур­мовиков. Но лучше всех «использовал» этот слух (неизвестно кем пущенный) вице-канцлер Папен. Он убедил Гинденбурга не­медленно вызвать из Женевы генерала В. Бломберга. Ранним утром 30 января генерал был приведен к присяге в качестве министра рейхсвера и получил приказ президента пресекать любые попытки военного путча и оказывать всемерную под­держку новому правительству, которое будет создано через несколько часов.


Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]