На пути к власти
Национал-социалистическая идеология
Национал-социалистическая идеология создана не только А. Гитлером. В его ранних выступлениях и статьях не найти никаких оригинальных идей. Все они уже были довольно широко известны, но Гитлер радикализировал их в своем толковании и превратил в политическую веру. При этом с самого начала изложению этих идей сознательно придавали двусмысленный характер с целью привлечь к нацистскому движению как можно большее число людей, которые могли бы отыскать в этой «идейной каше» то, что отвечало их интересам и склонностям.
Но все-таки в основе этого конгломерата идей лежали три главных компонента: социальный дарвинизм с его принципом борьбы за существование, в ходе которой сильный подчиняет или уничтожает слабого; необходимость завоевания «жизненного пространства для германского народа», прежде всего на востоке Европы; расовая теория, ядром которой стал антисемитизм, обвинявший евреев во всех земных грехах и неурядицах.
Обо всем этом говорили еще в конце XIX — начале XX в. На первый взгляд, может показаться, что те, кто пропагандировал такие лозунги, были эксцентричными одиночками, которых всерьез можно не принимать. Но на самом деле у них было много сторонников. А многие из этих лозунгов в годы нацистской диктатуры стали официальной политической доктриной. Речь, однако, не идет о таких обскурантистах и ариософах, как Й. Либенфельс, основавший орден новых тамплиеров, или мюнхенский мистик А. Шулер, который хотел излечить от безумия Ф. Ницше, исполнив перед ним корибантский ритуальный танец (затея провалилась за неимением необходимых для танца медных лат). Речь идет о весьма уважаемых в свое время людях, которые пользовались влиянием и авторитетом не только в Германии, но и в других странах Европы.
Естествоиспытатель Ч. Дарвин не может нести никакой ответственности за искаженное толкование его учения и идеологизацию принципа борьбы за существование. Он писал о биологическом понятии расы в совершенно нейтральном смысле. Врач В. Шалльмейер, который в Германии считается основателем расовой гигиены, также не проводил никакого качественного различия между расами. Для него была важна лишь социальная полезность человека. Но для того, чтобы обеспечить появление таких полезных людей, необходимо поощрять и регулировать продолжение рода. У женщины нет более высокого призвания, чем быть женой и матерью. Чем больше детей у нее будет, тем лучше. А чтобы это были здоровые дети, следует ввести анкеты расово-гигиенического контроля. Поэтому Шалльмейер требовал стерилизации «физически или душевно неполноценных» людей и высылки из страны всех инвалидов.
Еще радикальнее были настроены некоторые его современники, которые подчеркивали особую ценность германской расы. В книге «Основы расовой гигиены» (1895) врач А. Плётц настаивал на необходимости «выпалывания» больных и слабых людей. Он даже предлагал предписывать супружеским парам, до какого возраста они могут заводить детей, и требовал убивать каждого ребенка, появившегося позднее установленного срока.
Землевладелец А. Тилле в своей анонимно изданной книге «Народная служба» (1893) писал, что следует беспощадно выбраковывать детей с дурной наследственностью, которых «общество терпит только из сострадания и которые все равно погибнут». Такие люди, по его теории, не имеют права не только на продолжение рода, но и даже просто на существование. Так что об эвтаназии, т. е. умерщвлении душевнобольных и неизлечимых людей, говорилось задолго до появления нацистской программы. Тилле громогласно требовал «жизненного пространства для немцев» и обосновывал право более сильной расы уничтожать слабейшую: «Если она не имеет способности сопротивляться, то не имеет и права на существование». Уже в конце XIX в. в научной литературе можно встретить положения, которые в будущем войдут в гиммлеровскую программу «выведения» идеальной человеческой расы — «Ле-бенсборн». Так, пражский профессор философии X. Эренфельс предлагал воспользоваться для этого методом искусственного оплодотворения и узаконить для расово безупречных мужчин полигамию (многоженство).
Идеей превосходства германской расы над остальными были пропитаны необычайно популярные на рубеже веков исторические романы Ф. Дана и Г. Фрейтага, «Германские сочинения» известного теоретика П. Лагарда и книга «Рембрандт как воспитатель» Ю. Лангбена. Но если мысли Лагарда трудно назвать расистскими (хотя он и предлагал выселить в Палестину всех евреев из Германии, Австрии, Польши и Прибалтики), то сочинение Лангбена проникнуто явным антисемитизмом.
Лагард утверждал, что только немцы обладают душой, а прочие народы являются всего лишь «человеческим сырьем». Он протестовал против эмиграции людей из рейха, утверждая, что на чужбине они потеряют свою германскую сущность. В то же время Лагард требовал колонизации восточных территорий, поскольку «не индустрия, а только земледелие, животноводство и торговля могут сделать Германию богатой и процветающей». Такие аграрно-романтические представления были широко распространены в немецком обществе и легли затем в основу концепции «кровь и почва» нацистского аграрного теоретика В. Дарре.
Лангбен мечтал о «пангерманской федерации» и искал корни арийской расы, которая должна повелевать остальным миром, не в Индии, а на берегах Северного моря.
Такого же мнения придерживался и натурализовавшийся в Германии сын британского адмирала X. Чемберлен. Его огромный труд «Основы XIX века» (1899), наполненный множеством самых различных сведений (биология, искусство, философия, история и т. д.), привел в неописуемый восторг кайзера Вильгельма II, который всем рекомендовал прочитать эту книгу. Чемберлен полагал, что человеческие расы наделены неодинаковыми способностями, а «германцы принадлежат к той группе особо одаренных рас, которую называют арийцами». Они «физически и духовно превосходят всех прочих людей», поэтому призваны стать «владыками мира». Труд Чем-берлена послужил образцом для главного теоретика национал-социализма А. Розенберга, считавшего автора «истинным художником, формирующим историю».