Экономика Третьего рейха
Экономика Третьего рейха
Сразу после прихода к власти нацисты начали устанавливать свой контроль над немецкой экономикой. Заключалось это в ограничении свободы конкуренции и рыночных отношении, введении административных методов управления и планирования, а затем и в утверждении монополии государства на распределение важнейших экономических ресурсов Германии. В феврале 1934 г. был опубликован закон «О подготовке органического построения германской экономики». В промышленности создавалось тринадцать главных групп, состоявших из множества отраслевых. Ими руководили «фюреры промышленности», функции которых перекрещивались с полномочиями имперского министра экономики. На практике это вело к постоянной неразберихе, поэтому была образована Организация промыслового хозяйства, делившаяся на профильные группы: промышленности, торговли, ремесла, банков, страхового дела и энергетики, которые, в свою очередь, объединяли более мелкие группы. Членство в Организации было обязательным, поэтому она контролировала все немецкое хозяйство.
С одной стороны, эта невероятно сложная система с бесчисленными отделами, правилами, инструкциями и законами привела к неимоверному размаху коррупции и взяточничества. С другой стороны, действительно казалось, что Германия экономически возрождается. К 1938 г. безработица сократилась до 400 тыс. человек, но произошло это за счет усиленного перевооружения страны, лихорадочной подготовки к войне и широкого развертывания общественных работ по строительству автобанов, каналов и дамб. В 1933— 1937 гг. промышленное производство возросло на 102%, а национальный доход удвоился. Третий рейх стал походить на гигантский пчелиный улей, в котором каждый трудился не покладая рук.
Хотя в стране появились миллионы новых рабочих мест, в 1938 г., когда происходил экономический бум, доля прибыли, полученной всеми немецкими рабочими, в национальном доходе составила всего 53,6%, одновременно доля прибыли с капитала возросла до 26,6% (в кризисном 1932 г. эти доли были соответственно 56,9% и 17,4%). Пропаганда трубила о солидарности и общей ответственности предпринимателей и рабочих, но от нацистской экономической политики больше всего выигрывали капиталисты. Так, если в 1934 г. концерн Г. Круппа получил 6,65 млн марок прибыли, то в 1938 г. — уже 21,11 млн марок. Колоссальной была прибыль немецких банков — с 36,3 млн марок в 1934 г. она возросла до 1342,1 млн марок в 1939 г.
Рабочие фактически были отданы во власть хозяев, ставших экономическими фюрерами своих предприятий. Заработная плата трудящихся снизилась, а на различные отчисления, взносы и налоги уходило до 35% общего заработка. Введя в 1935 г. обязательные трудовые книжки, без которых никто не мог устроиться на работу и которые хранились у администрации, нацистское правительство, по сути, восстановило принцип внеэкономического принуждения. В 1938 г. было принято постановление, обязывающее каждого немца отрабатывать трудовую повинность там, куда его направит государство. Уклонение от работы наказывалось штрафом и тюремным заключением. Однако отбывавший трудовую повинность человек не мог быть уволен предпринимателем без согласия властей, так что он имел определенную гарантию сохранения работы.
Чтобы отвлечь рабочих от трудностей их существования, руководитель Германского трудового фронта (ГТФ) Р. Лей, считавший, что «гораздо важнее утолить духовный голод людей, чем заполнить их желудки», предложил создать организацию по обеспечению отдыха и досуга — «Сила через радость». И она действительно облегчала жизнь простых немцев. Члены организации объединялись в многочисленные объединения — от шахматных или футбольных клубов до кружков любителей канареек или роз. «Сила через радость» организовывала для членов ГТФ невероятно дешевые туристские поездки и морские круизы. Так, при среднемесячном заработке в промышленности 130—140 марок круиз вокруг Италии стоил примерно 155 марок, недельная поездка на Северное море — 35 марок. Организация распространяла дешевые, а нередко и бесплатные билеты в театры и на концерты.
Вскоре после прихода к власти А. Гитлер заявил, что каждый немец или, по крайней мере, каждый рабочий должен иметь свой автомобиль — «фольксваген» ценой в 990 марок. Ведомство Лея рьяно взялось за строительство близ Браун-швайга огромного автозавода с ежегодной производительностью в 1,5 млн легковых автомобилей. Основную долю финансирования несли сами рабочие (ГТФ вложил в строительство лишь 50 млн марок), обязанные отчислять в неделю от 5 до 15 марок (в зависимости от заработка) в счет будущей покупки автомобиля. Когда сумма взносов достигала 750 марок, покупателю вручался номерной сертификат, позволявший получить автомобиль, как только тот сойдет с конвейера. План был превосходным и весьма современным. Однако, кроме опытной партии, ни одного автомобиля-жучка (его обтекаемую форму придумал сам фюрер) так и не было изготовлено. Выплатив заводу около 100 млн марок, немецкие рабочие не получили назад ни пфеннига. К началу войны завод перешел на выпуск более необходимых в военных условиях грузовиков.
Успешное перевооружение Германии было бы немыслимо без финансовой политики министра экономики Я. Шахта. Его виртуозное умение «играть финансами» проявилось в том, что в 1936 г. марка имела одновременно 237 курсов — с финансово-экономической точки зрения это факт из области фантастики. Созданная Шахтом система кредитования в стране, у которой было мало легко реализуемого капитала и практически не было валютных запасов, до сих пор считается уникальной. Были введены мефо-векселя, которые выдавал Рейхсбанк и оплату которых гарантировало государство. Ими расплачивались с компаниями по производству вооружений. Выпущенные на сумму в 12 млрд марок мефо-векселя не фигурировали в государственном бюджете, но именно они обеспечили финансирование перевооружения Германии. Гитлер, на которого проблемы экономики нагоняли тоску, никак не мог понять, в чем состоит хитрость Шахта. И тогда министр финансов решился объяснить ему, что это всего лишь один из способов печатания новых денег.
Тяжелая промышленность также получала огромные прибыли, несмотря даже на закон об ограничении ее доходности 6%. Но это было в теории, на практике же фирмы вкладывали сверхприбыль не в приобретение государственных облигаций, как было предложено, а в расширение собственного дела. В 1938 г. общие накопления в облигациях составили 2 млрд марок, а невыплаченные прибыли — 5 млрд марок. Поистине нацистская Германия стала золотоносным Клондайком для крупного промышленно-финансового капитала.