Приверженцы антисемитизма
К началу XX в. широкое распространение получила концепция о вековой расовой борьбе между германцами и славянами. Ее авторы утверждали, что именно германцы принесли культуру в Восточную Европу, прежде всего в Польшу и Прибалтику, поэтому следовало вернуть эти области в состав Германской империи.
Понятие «антисемитизм» ввел в оборот в 70-е годы XIX в. журналист В. Марр. Он имел в виду исключительно евреев, хотя они являются самым малочисленным из семитских народов. Но проявления враждебности к евреям известны с незапамятных времен.
В «Германских сочинениях» Лагарда речь шла еще о чисто религиозной проблеме. Автор считал, что если евреи откажутся от иудейского вероисповедания, то смогут полностью смешаться с народами, среди которых проживают, или же эмигрировать в Палестину. Но в книге «Евреи и индогерманцы» (1887) Лагард уже резко обвинял евреев в расовом высокомерии и сравнивал их с вредными существами, которых «нельзя перевоспитать, а следует уничтожить как можно быстрее и основательнее». Такое сравнение стало позднее излюбленной метафорой радикальных антисемитов.
Лангбен, разделяя всех евреев на благородных и неблагородных, утверждал, что в Германии в основном проживают, к сожалению, вторые. Он считал, что «за каждый народ Бог и дьявол ведут борьбу между собой. Сегодняшние евреи попали преимущественно под власть дьявола», поэтому любой «честный и мужественный немец» обязан бороться против них.
Последовательным антисемитом был и знаменитый композитор Р. Вагнер. В своем трактате «Иудаизм в музыке» он утверждал, что иудаизм — это «нечистая совесть современной цивилизации», уже взявший все «под свой контроль». В работе «Познай самого себя» Вагнер объявил евреев носителями абсолютного зла и характеризовал их как «пластичных демонов упадка человечества», из-за которых суждено погибнуть немцам.
Откровенным антисемитом был и широко известный экономист и социалист О. Дюринг. Отклоняя в целом расовые учения, он полагал, что евреи угрожают самому существованию арийской расы и требовал их «беспощадного искоренения». Однако гораздо большее значение, чем теории многих публицистов и псевдофилософов, имело то обстоятельство, что на сторону антисемитов встал самый популярный и уважаемый в последней трети XIX в. историк — берлинский профессор Г. Трейчке. В 1879 г. он опубликовал в авторитетном журнале «Прусские ежегодники» довольно сдержанную по тону статью, которая заканчивалась таким пассажем: «Бесспорно, что семиты породили сплошной обман, бесцеремонную алчность грюндеров-чудовищ. В большой мере они несут ответственность за презренный материализм наших дней, который рассматривает любой труд только как сделку и который угрожает навсегда покончить с активным трудовым энтузиазмом нашего народа. …Отовсюду, включая лиц, занятых в системе высшего образования, и деятелей, которые готовы с возмущением отмести от себя любую мысль о религиозной нетерпимости или национальном высокомерии, в один голос звучит сегодня клич: „Евреи — наше несчастье!”»
Этот клич быстро стал одним из любимых девизов германского антисемитизма. Во всяком случае, именно «умеренный» антисемитизм Трейчке производил на публику, в том числе и на завсегдатаев респектабельных немецких салонов, гораздо большее впечатление, чем запугивания радикальных юдофобов, поскольку люди не склонны доверять фанатикам.
Одним из фанатиков антисемитизма был Г. Альвардт, который в своей книге «Отчаянная борьба арийских народов против еврейства» (1890) обвинил евреев в заговоре с целью захвата господства над миром. Выступая в рейхстаге, депутатом которого он являлся, Альвардт открыто потребовал «искоренения» евреев.
В 1892 г. журналист К. Пааш писал в данцигском журнале «Зеркало антисемитов», что самым простым решением было бы, конечно, поголовное истребление евреев, но поскольку в культурной Германии это невозможно, то всех их следует депортировать на остров Новая Гвинея. Пааш буквально предвосхитил план нацистов выселить евреев и» Европы, правда, на другой остров — Мадагаскар (от этого замысла быстро отказались и начали уничтожать евреев в самой Европе).
Альвардт был учителем. И именно в школах и гимназиях идеи антисемитизма вдалбливали в головы учеников их наставники, как правило, большие поклонники Лагарда, Ланг-бена и Трейчке. Таким образом, основные мифы и лозунги будущего национал-социализма были созданы уже к началу XX в. А спустя десятилетие появилось еще одно сочинение, в котором была изложена и систематизирована вся программа немецкого национализма, экспансионизма и расизма. В 1912 г. лидер Пангерманского союза Г. Клас выпустил под псевдонимом книгу «Если бы я был кайзером». Опасаясь постоянно растущего влияния Социал-демократической партии Германии (СДПГ), которая на выборах 1912 г. получила более трети голосов избирателей и стала сильнейшей фракцией рейхстага, он потребовал проведения более жесткого внутриполитического курса. Обвинив правительство и даже самого кайзера в слабости и нерешительности, Клас предложил отменить всеобщее избирательное право (введя высокий имущественный и образовательный ценз), выслать из Германии всех сторонников социализма и разрешить только ту прессу, которая будет писать исключительно для немцев.
По мнению Класа, влияние евреев в Германии достигло немыслимых пределов, а потому он требовал считать их иностранцами и лишить политических и гражданских прав, не допускать к участию в общественной жизни, к воинской службе, не позволять работать юристами, учителями, директорами театров и банков. А в качестве возмещения за ту защиту, которую немцы обеспечивают этим «чужеродным элементам», Клас предлагал обложить всех евреев двойным налогом.
Чтобы остановить дальнейшую эмиграцию немцев, Клас считал необходимым провести широкие социальные реформы, активнее поддерживать крестьянство, а также присоединить к империи восточноевропейские территории. И хотя война против России нежелательна, бояться ее не следует, ибо она непременно завершится победой Германии.
Наконец, лидер Пангерманского союза возлагал все надежды на сильного вождя нации. Клас считал, что было бы счастьем, если бы таким вождем мог стать сам кайзер. Но он глубоко сомневался в этом и был, безусловно, прав в своем скептицизме относительно Вильгельма П. В книге «Если бы я был кайзером» впервые в основных чертах была изложена концепция тоталитарного государства XX в., едва ли не дословно воспроизведенная впоследствии Гитлером. При встрече с Класом в 1920 г. будущий диктатор почтительно заметил, что в его программе содержится все самое важное и необходимое для возрождения немецкого народа и самой Германии.