Женщины нацистской Германии
В 1933—1934 гг. национал-социалистический режим приступил к исправлению доставшегося ему в наследство тяжелого экономического положения страны. В частности была развернута кампания по увольнению с работы замужних женщин, чтобы освободить их места для безработных мужчин.
Вслед за итальянскими фашистами германские нацисты проводили политику антифеминизма, но более жестко и последовательно. С точки зрения идеологов национал-социализма, тот прогресс, которого добилась Веймарская республика в освобождении женщины от оков кайзеровской эпохи, являлся непозволительной дерзостью. Образ эмансипированной берлинки 20-х годов они воспринимали как угрозу и общественной морали, и доминированию в обществе мужчин, и даже будущему арийской расы. Хотя во время президентских выборов 1932 г., когда А. Гитлеру были необходимы голоса избирателей, Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) и провозгласила, что «мужчина и женщина — товарищи в жизни и работе», а семья — это «наименьший, но самый ценный элемент всей государственной системы», было это не более чем предвыборными лозунгами.
После прихода к власти нацисты стали рассматривать стремление женщин к профессиональной, политической или академической карьере как противоестественное явление. Высшим счастьем для женщины должно было быть ее пребывание у семейного очага рядом с мужем. Не случайно еще в 1921 г. НСДАП приняла решение о том, что женщин не следует допускать до высоких партийных и государственных постов. Уже с весны 1933 г. началось планомерное освобождение государственного аппарата от занятых в нем женщин. Увольняли не только сотрудниц учреждений, но и замужних женщин-врачей, ибо нацисты объявили заботу о здоровье нации такой ответственной задачей, что ее нельзя доверить женщине. В 1936 г. были освобождены от должности замужние женщины, работавшие судьями или адвокатами, так как их мог содержать муж. Резко сократилось количество женщин-педагогов, а в женских школах основными учебными предметами стали домоводство и рукоделие. Уже в 1934 г. в немецких университетах осталось всего 1500 студенток. Примечательна и судьба женщин депутатов последнего веймарского рейхстага: 4 — покончили с собой, 10 — попали в концлагерь, 30 — некоторое время находились под арестом, а 43 — были вынуждены эмигрировать из страны.
Более дифференцированную политику проводил режим в отношении женщин, занятых на производстве и в сфере услуг. Нацисты не тронули ни те 4 млн женщин, которые работали «домашними помощницами», ни многочисленный отряд продавщиц, рабочий день которых оплачивался не полностью. Напротив, эти занятия были объявлены «типично женскими». Всячески поощрялся труд девушек. С января 1939 г. трудовая повинность стала обязательной для всех незамужних женщин моложе 25 лет. Главным образом их направляли в деревню или служанками к многодетным матерям.
Нацистский режим был весьма заинтересован в увеличении населения. Если трудящаяся женщина вступала в брак и добровольно оставляла работу, ей выдавалась беспроцентная ссуда в 600 марок. С 1934 г. началось активное поощрение рождаемости: вводятся детские и семейные пособия, медицинская помощь многодетным семьям оказывается по льготным расценкам. Были открыты специальные школы, где беременных женщин готовили к будущему материнству. Пропаганда не уставала превозносить достоинство и честь матери, а те женщины, которые имели восемь детей, награждались Золотым материнским крестом. Во всяком случае, Германия стала единственной крупной европейской страной, в которой постоянно росла рождаемость. Если в 1934 г. появилось на свет чуть более 1 млн младенцев, то в 1939 г. — уже около 1,5 млн детей.
К началу войны число женщин среди членов НСДАП составляло 16,5%. Если женщина стремилась к участию в общественно-политической жизни, то ей предлагалось участвовать в воспитании других женщин в национал-социалистическом духе. В различных нацистских женских организациях состояло более 7 млн немок. Они выпускали многочисленные женские журналы, устраивали разнообразные культурные и образовательные мероприятия, вечера отдыха и танцев, благотворительные концерты, выставки цветов.
Немецкая пресса всячески подчеркивала, что выдающиеся успехи великолепной актрисы и режиссера Л. Рифеншталь или знаменитой летчицы-спортсменки X. Рейч напрямую связаны с их глубокой верой в идеалы национал-социализма. Образцами для подражания объявлялись также бывшая актриса Э. Геринг и мать шестерых детей М. Геббельс, элегантные туалеты которой наглядно показывали немкам, что истинной национал-социалистке нет никакой надобности облачаться в скромную униформу Союза немецких девушек.
Немецкие женщины в целом спокойно воспринимали проводимую по отношению к ним политику. Они были довольны уже тем, что муж имеет работу и регулярно приносит домой небольшую зарплату, что можно пойти в магазин, не опасаясь стать случайной жертвой уличного побоища, что в мире начинают считаться с их любимой Германией. На партийном съезде 1934 г. Гитлер в беседе с активистками женских организаций заявил, что существует противоположность между «большим и жестоким» миром мужчин, борющихся «за государство и общество», и «маленьким миром» женщины, который «ограничивается ее семьей, мужем, детьми и домом». Его слова встретили больше согласия, чем возражений, в первую очередь у представительниц евангелических организаций. А на съезде партии в 1937 г. Гитлер выступил перед огромной женской
аудиторией. Перед ним было 20 тыс. немок со всех концов страны: молодые девушки и почтенные старушки, помнившие еще великого О. Бисмарка, красавицы и дурнушки, озлобленные фурии и романтичные мечтательницы, женщины с высокими моральными устоями и дамы легкого поведения. Гитлер не слишком глубоко разбирался в женской душе, но он интуитивно нашел слова, вызвавшие подлинный экстаз: «Что дал вам я? Что дала вам национал-социалистическая партия? Мы дали вам Мужчину!» Ответом оратору был шквал аплодисментов и восторженных криков.
Лояльному отношению немок к новому режиму способствовало и улучшение благосостояния населения. Из-за нехватки рабочих рук были смягчены ограничения для работы женщин на производстве. Парадоксально, но режим, отношение которого к роли женщин в обществе характеризовал антифеминизм, немало способствовал улучшению их реального положения. Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство женщин Германии обожали своего фюрера. Им во многом импонировало утверждение А. Розенберга, что «обязанность женщины поддерживать лирический аспект жизни».