Битва за Англию
Вечером 24 июня 1940 г. в Компьенском лесу под Парижем, в том самом вагоне, в котором 11 ноября 1918 г. германские представители подписали перемирие, произошло как бы повторение этого исторического события. Только положение сторон изменилось.
По условиям перемирия не оккупированная южная часть Франции с центром в курортном городке Виши оставалась под номинальной властью французского правительства. Франция, по существу, оказалась разделенной пополам, что затрудняло формирование французского правительства в изгнании, которое могло бы руководить борьбой. Так Франция превратилась в вассала Германии, а Гитлер исполнил вековые мечты многих немецких поколений. Оставалось уничтожить британскую «опоясанную морем скалу».
Но высадка на Британские острова была сопряжена с огромными трудностями и риском. На мир с У. Черчиллем рассчитывать не приходилось, а повернуть на Восток, имея за спиной непокоренную Британию, было крайне опасно. Может быть, впервые Гитлер не знал, что следует предпринять.
Немецкое командование также считало переправу через Ла-Манш слишком трудной задачей. Адмирал Редер предлагал перерезать все линии снабжения Британских островов, захватив Гибралтар, Мальту и Суэц и установив полную блокаду в Северной Атлантике. Геринг хвастливо заверял, что его авиация способна поставить Англию на колени (чему, однако, противоречили расчеты, произведенные в 1939 г. в его собственном министерстве).
«Битва за Англию», или операция «Орел», началась 15 августа 1940 г. с крупнейшего воздушного сражения. По различным данным, немцы потеряли в этот день до 75 самолетов, англичане – 34. Впрочем, обе стороны всегда преувеличивали потери противника, но преуменьшали собственные. Воздушные налеты на Британские острова продолжались до мая 1941 г. 14 ноября 1940 г. был практически уничтожен город Ковентри, а Й. Геббельс по радио угрожал, что будут «ковентрированы» и другие индустриальные центры страны. Но неудавшаяся в конечном счете попытка покорить Великобританию с воздуха привела к свертыванию уже в октябре запланированного вторжения, а затем и к отмене операции «Морской лев».
Для Гитлера на первый план все более выдвигалась иная задача — завоевание России, чтобы, как заявил он своему окружению, выбить из рук Британии «континентальную шпагу» и принудить ее к заключению мира. Тем более что в марте 1941 г. Конгресс США законом о ленд-лизе предоставил своему президенту Ф. Рузвельту неограниченные полномочия оказывать поставками оружия, продовольствия и стратегических материалов помощь тем странам, которые сражаются против диктаторских режимов. Было ясно, что США полностью поддерживают Великобританию.
Но прежде чем обратиться на Восток, Гитлеру пришлось заняться балканской проблемой. В конце октября 1940 г. итальянские войска вторглись в Грецию. Неподготовленное наступление быстро захлебнулось. Небольшая и плохо вооруженная греческая армия не только отразила агрессию, но и отбросила итальянцев назад, в Албанию. Муссолини затеял греческую авантюру во многом потому, что к осени 1940 г. Гитлеру удалось установить тесное сотрудничество со стоявшим в Бухаресте у власти генералом И. Антонеску. Хотя Румыния входила в сферу интересов Италии, ее нефтяные месторождения имели для Германии такое значение, что немцы были вынуждены действовать за спиной союзника. Муссолини усмотрел в этом намерение рейха ущемить его интересы и решил вознаградить себя захватом Греции, также не предупредив Гитлера о начале операции. Его действия вызвали негодование фюрера.
Гитлер верно предполагал, что в Балканских странах поднимется волна солидарности с Грецией, а Англия получит прекрасный повод создать там себе опорную базу. Опасения Гитлера сразу подтвердились. Британцы заминировали греческие проливы и устроили военную базу на острове Крит. 4 марта 1941 г. в Греции высадились английские войска. Германия попыталась уладить итало-греческий конфликт, но одновременно готовила удар по Греции из Болгарии, только что присоединившейся к державам «оси Берлин — Рим».
Большое значение для Германии имела также Югославия, вначале державшаяся в стороне от конфликта. Но она претендовала на греческие Салоники, и Берлин был готов оказать поддержку, если Югославия заключит с Германией и Италией пакт о ненападении.’Договор подписали 25 марта 1941 г., а через два дня в Белграде офицеры прозападной ориентации во главе с генералом Д. Симовичем совершили переворот. Они обратились за поддержкой к СССР, и 4 апреля междудвумя странами был заключен пакт о ненападении. Но спасти Югославию это уже не могло.
6 апреля 1941 г. началось итало-германское вторжение в Грецию и Югославию. Хотя Белград был объявлен открытым городом, немецкая авиация подвергла его сокрушительной бомбардировке, а через не укрепленную югославо-венгерскую границу в страну ворвались танковые колонны вермахта. 17 апреля югославская армия капитулировала, и победители — Германия, Италия, Венгрия и Болгария — поделили территорию страны. Формально независимой стала Хорватия, следовавшая в фарватере Третьего рейха. А в Сербии, которую Гитлер особенно ненавидел, считая ее «виновницей» Первой мировой войны, сразу же развернулось партизанское движение, которое так и не удалось подавить до самого конца войны.
Стратегическое положение Греции было лучше. В нее можно было вторгнуться только с севера через труднопроходимые горы. К тому же там находился 65-тысячный британский экспедиционный корпус, успевший изрядно потрепать итальянские войска в Северной Африке, а на море господствовал английский флот. Но греческая армия не имела ни танков, ни самолетов и уже понесла значительные потери в боях с итальянцами.
Решающее значение имело то обстоятельство, что вермахт теперь мог начать наступление с захваченной территории Южной Югославии и обойти греческую укрепленную линию Метаксаса, окружив ее защитников, капитулировавших после падения 9 апреля порта Салоники. Британскому корпусу, который прикрывали греческие войска, удалось эвакуироваться на Крит. Попытка немцев высадиться на остров с моря оказалась неудачной, и на Крит был выброшен мощный воздушный десант. Оккупировав греческий остров, Германия не стала развивать свой успех в Восточном Средиземноморье. Ее армии предстояло главное дело — удар по России.