Политическая система ФРГ
Основной закон ФРГ, состоявший из преамбулы, 11 разделов и переходных и заключительных положений, базировался на принципах республиканского и демократического устройства государства и провозглашал его федеративный, правовой и социальный характер. На первое место в нем были поставлены классические права и свободы граждан, гарантированные государством.
Главой государства является федеральный президент, избираемый на пять лет специально собираемым для этого Федеральным собранием. Учитывая горький опыт Веймарской республики, президенту отводятся представительские функции и роль посредника и третейского судьи, стоящего над политической борьбой отдельных партий.
Органом представительной и законодательной власти выступает бундестаг, избираемый сроком на четыре года всеобщим голосованием. Бундестаг выбирает федерального канцлера абсолютным большинством голосов, а канцлер по своему усмотрению формирует кабинет министров. Он является его единственным членом, подотчетным парламенту. Эта ответственность проявляется в том, что бундестаг может вынести канцлеру конструктивный вотум недоверия, т. е. не просто свергнуть правительство, но обязательно выдвинуть канцлера, опирающегося на большинство депутатов и имеющего альтернативную программу. Это обеспечивает устойчивость кабинетов министров.
В политическую систему входят также бундесрат и Федеральный конституционный су Бундесрат представляет и защищает интересы отдельных земель, координирует их политику. Решения созданного в сентябре 1951 г. Федерального конституционного суда обязательны для всех других государственных органов, включая бундестаг. Суд следит за соблюдением законов, дает толкование новым законам, принимает решения по конституционным жалобам и наблюдает за деятельностью политических партий, имея право запретить их за противозаконную деятельность.
Выборы в первый бундестаг ФРГ прошли 14 августа 1949 г. Победу на них одержал блок ХДС—ХСС, получивший 31,0% голосов избирателей (139 мест). Его главный соперник Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) набрала 29,2% голосов (131 мандат).
Избирательная борьба шла вокруг экономического курса. Социал-демократы резко критиковали концепцию рыночного хозяйства Л. Эрхарда как объявленную сверху классовую борьбу и выступали за плановую экономику и социализацию основных отраслей тяжелой промышленности. Выступая на предвыборном собрании Христианско-демократического союза (ХДС) в Гейдельберге, К. Аденауэр заявил, что речь идет о том, кем будет управляться Германия — христианами или социалистами, которые не смогут противостоять наступлению коммунизма. К тому же антиклерикальные выпады лидера партии К. Шумахера отталкивали от СДПГ рабочих-католиков, а их голоса были решающими для исхода выборов, особенно в земле Северный Рейн-Вестфалия.
После выборов Аденауэр договорился с либералами и Немецкой партией о создании коалиции. Пойти на союз с СДПГ он не захотел, поскольку избиратели отдали явное предпочтение с о ц и-ально-ры ночном у, а не плановому хозяйству. 12 сентября лидер Свободной демократической партии (СвДП) Т. Хейс был избран Федеральным президентом ФРГ и предложил на пост Федерального канцлера ФРГ кандидатуру Аденауэра. При выборах Аденауэр получил в бундестаге 202 голоса из 402 и прошел с минимальным большинством, которое составил его собственный голос.
Для западных держав пришло время уступить власть новому кабинету министров и ввести в действие Оккупационный статут, сохранявший контроль союзников за политикой ФРГ на мировой арене (в первом кабинете министров не было даже поста министра иностранных дел), а также по главным экономическим вопросам (демонтаж оборудования, репарации, контроль над промышленностью Рура).
Канцлер Аденауэр стремился добиться большей самостоятельности для ФРГ. Символическим в этом отношении стала сама передачи текста Оккупационного статута. Верховные комиссары принимали канцлера и некоторых его министров в своей резиденции в Петерсберге. Чтобы подчеркнуть дистанцию, их отделял от немцев красный ковер. Прекрасно зная, что он не должен наступать на ковер, Аденауэр тем не менее непринужденно встал на него и зачитал приветственное слово.
В общем замешательстве текст самого Статута канцлеру вручить забыли и второпях сунули его помощнику уже в гардеробе. Своим бесцеремонным поступком Аденауэр сразу дал понять, что ФРГ считает себя равноправным партнером стран Запада.