Социальная реформа
Катастрофические последствия войны заставляли уделять первостепенное внимание социальному аспекту рыночного хозяйства. В разрушенной стране, полной переселенцев, самого неотложного решения требовала жилищная проблема. В 50-е годы в среднем ежегодно строилось около 500 тыс. квартир, 70% которых составляло муниципальное жилье. С 1954 г. постепенно снимается контроль за ценами на уголь, газ и воду. Однако коммунальные власти решительно выступали против вхождения в рынок и требовали государственного финансирования этого сектора.
Особое внимание уделялось инвалидам войны, беженцам и людям, потерявшим в войну кров. В 1952 г. был принят специальный закон «О возмещении ущерба». К 1981 г. общие затраты на эти цели превысили 104 млрд марок.
К 1955 г. социальные расходы составляли 42% государственного бюджета. Каждая пятая семья получала социальные выплаты, поскольку более миллиона семей находились ниже официального порога бедности, определенного в 130 марок в месяц. Это показывало, что социальная система ФРГ требовала реформирования, и одержавший победу на вторых парламентских выборах 1953 г. К. Аденауэр объявил о подготовке реформы.
При разработке социальной реформы выявились две концепции. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) и Объединение немецких профсоюзов (ОНП) выступали за введение единой системы страхования для всех профессиональных групп. Экономические союзы предпринимателей настаивали на сохранении раздельного страхования в отдельных группах лиц наемного труда. Вплоть до 1955 г. никакого конкретного проекта реформы так и не появилось, и возникла опасность, что реформа не состоится. Со своей стороны, канцлер в преддверии новых выборов (1957) торопил с проведением реформы, хотя было очевидно, что до выборов ничего сделать уже не удастся.
Поэтому было принято решение ограничиться пенсионной реформой, требовавшей безотлагательного решения. Ее суть состояла в так называемом договоре поколений, когда все работающие вносили часть своей номинальной заработной платы в пенсионный фонд. Из этих платежей, среднего ежегодного заработка и взносов предпринимателей рассчитывался затем размер пенсии, названной динамичной, поскольку она зависела от величины заработка и стажа работы. Новая пенсионная система начала действовать весной 1957 г. Для рабочих пенсия увеличилась в среднем на 65%, для служащих на 72%.
Реформа существенно способствовала победе партийного блока ХДС—ХСС на выборах в бундестаг в 1957 г. Консерваторы, получив 50,2% голосов избирателей и 270 мест в парламенте, впервые добились абсолютного большинства и далеко опередили СДПГ с ее 169 мандатами. Была сформирована коалиция консерваторов и Немецкой партии, которая просуществовала до 1960 г., когда сошла с политической сцены.