“Экономическое чудо”
50-е годы XX в. вошли в историю ФРГ как период «экономического чуда», «отцом» которого считали Л. Эрхарда. Он стал своеобразным «локомотивом» для Христианско-демократического союза (ХДС) партии, проводившей избирательную кампанию под девизом: «Благосостояние для всех».
К концу 1949 г. промышленное производство Западной Германии достигло уровня 1936 г., а через год увеличилось еще на треть. По Петерсбергским соглашениям 22 ноября 1949 г. были прекращены работы по демонтажу на 700 предприятиях; ФРГ получила разрешение на управление промышленностью Рура, а также на строительство океанского торгового флота. Ей был открыт доступ в Европейское сообщество. С 1 марта 1950 г. была окончательно отменена система распределения продуктов.
Но многие проблемы еще не были решены. Число безработных к концу 1949 г. увеличилось вдвое и в 1950 г. достигло 11% от всех лиц наемного труда. Низкой оставалась заработная плата. Так, служащие получали не более 400 марок в месяц. Во многом положение спасала умеренная политика профсоюзов, не требовавших резкого увеличения заработной платы, выросшей тем не менее к середине 50-х годов на 119%.
Вполне возможно, что «рыночный эксперимент» Эрхарда мог закончиться провалом, если бы не начавшаяся в 1950 г. война в Корее. Она вызвала поток заказов на станки и оборудование для тяжелой промышленности, потребности которой не в состоянии была удовлетворить работавшая на войну американская индустрия. Но это могла сделать ФРГ с ее высокими производственными мощностями и огромным резервом дешевой квалифицированной рабочей силы, значительную часть которой составляли беженцы. В 1950 г. производство выросло на 20%. К осени 1951 г. стабилизировались цены, вдвое увеличился экспорт, был достигнут позитивный торговый баланс. После тяжелых лет войны и разрухи население охватила жажда потребительства и «волна обжорства».
Все стремились внести свою лепту в экономический подъем, но не все получали за это равное вознаграждение. Если в 50-е годы заработная плата удвоилась, то доходы самостоятельных хозяйств утроились. Растущему уровню жизни немцев не слишком отвечало ее качество. Жажда потребления превалировала над духовными интересами. «Американский образ жизни», над которым немало иронизировали в голодные годы, теперь победно шествовал по Западной Германии. За 15 послевоенных лет ФРГ совершила головокружительный рывок от «общества голода» к «обществу пресыщения» — поразительное достижение людей этой страны, в которой, по экономическим расчетам 1945 г., получалось, что разборку 400 млн кубометров городских развалин удастся закончить лишь к 1978 г.