Берлинский кризис

Во второй половине 50-х годов руководство ГДР настойчи­во уговаривало советского лидера Н. С. Хрущева поднять пе­ред западными державами вопрос относительно статуса За­падного Берлина. Этот город неоднократно оказывался в цент­ре мировой политики.

27 ноября 1958 г. появилась советская нота с предложени­ем в течение полугода пересмотреть все прежние соглашения четырех держав относительно статуса немецкой столицы и превратить Берлин в «самостоятельную политическую едини­цу» со статусом демилитаризованного вольного города.

Следом Кремль направляет вторую ноту, в которой предлагает заключить мирный договор с обоими немецкими государствами, запрещающий им обладать ядерным оружием. Одновременно полиция ГДР начала задерживать запад­ные транспортные средства на их пути в Берлин. Первона­чальная реакция Великобритании и США, утративших после запуска первого спутника Земли с помощью советской раке­ты-носителя свою военную неуязвимость и военное превос­ходство, была сдержанно осторожной. Они выражали готов­ность к переговорам, но очень неопределенно. В этой ситу­ации К. Аденауэр обратился за поддержкой к Ш. де Голлю, который разрабатывал план превращения Франции в само­стоятельную ядерную державу и нуждался для этого в эконо­мической помощи ФРГ. Формирование своеобразной «оси Бонн — Париж» определило характер внешней политики ФРГ в 1953—1958 гг.

В противовес советским нотам, грозившим новой берлин­ской блокадой, в ФРГ были разработаны два плана, не исклю­чавшие возможности признания ГДР в ответ на угрозу Моск­вы заключить с ней сепаратный мирный договор.

Первый план был составлен X. Глобке  статссекретарем ведомства федерального канцле­ра. Решительно отклоняя деми­литаризацию ФРГ, для Берлина такую возможность Глобке не исключал. После переходного пе­риода во всей Германии должны были состояться свободные выбо­ры единого парламента. Все это могло бы рассматриваться в ка­честве первого шага к объедине­нию.

Второй план, выдвинутый Со­циал-демократической партией Германии (СДПГ), предусматри­вал создание в Центральной Ев­ропе зоны, свободной от ядерного оружия, и постепенного оформле­ния конфедерации двух германских государств. Но Аденауэр опасался, что западные державы, проигнорировав интересы Бонна могут заключить сделку с СССР, склонив Хрущева к переговорам. В мае 1959 г. советская сторона дала согласие на созыв кон­ференции министров иностранных дел, а это означало, что Со­ветский Союз может отказаться от своего жесткого ультима­тума. Состоявшаяся вскоре в Женеве конференция четырех держав, на которой в качестве наблюдателей присутствовали и две немецкие делегации, закончилась фактическим призна­нием существования двух немецких государств

        Рубрика: Время Конрада Аденауэра (1949-1961).
       

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]