Операция “Китайская стена”
Неоновые огни Западного Берлина завораживали население ГДР, бегство из Восточной Германии приняло характер массового исхода. В 1953 г. страну покинули более 130 тыс. человек. В 50-е годы выезд из ГДР еще не составлял особого труда. Надо было только приехать в Берлин, купить билет на городскую электричку и выйти на любой западноберлинской станции, откуда можно было затем перебраться в ФРГ.
До 1961 г. таким путем проследовали 2686 тыс. человек, более половины которых составляла молодежь до 25 лет. Но особенно плохо для ГДР было то, что ее покидали квалифицированные специалисты — врачи, инженеры, ученые, деятели культуры. Так, в течение одного 1958 г. на Западе оказался юридический факультет Лейпцигского университета почти в полном составе.
Глава Восточной Германии В. Ульбрихт пришел к выводу, что остановить этот процесс можно только закрытием границы между восточной и западной частями Большого Берлина. Но в марте 1961 г. на совещании руководителей стран Варшавского договора он не получил согласия на проведение операции «Китайская стена». По мнению советского лидера Н. С. Хрущева, это была «слишком крутая мера». Ульбрихт добился разрешения на разделение Берлина стеной только на следующем «варшавском» совещании — в августе.
Однако еще 15 июня 1961 г., отвечая на вопрос западногерманской журналистки о слухах про закрытие границы, Ульбрихт заявил, что ему ничего неизвестно о намерении построить в городе стену вдоль границы, а появление в Восточном Берлине большого количества строительных рабочих вызвано расширением программы возведения жилья. Население ГДР правильно истолковало слова главы государства. Если в июне на Запад бежали 19 198 человек, то в июле — уже 30 415, а в первой половине августа — 47 433 человека.
В ночь на 13 августа 1961 г. солдаты и полиция ГДР начали протягивать заграждения из колючей проволоки и выставлять блокпосты на границе с территорией Западного Берлина. В течение следующей недели из бетонных плит была воздвигнута стена с вышками, на которых стояли часовые, получившие приказ стрелять в каждого, кто попытается перебраться через стену. Берлинская стена стала уродливым и зримым воплощением «железного занавеса». За годы ее существования погибли 77 человек, стремившихся попасть в западную часть города. Летом 1962 г. газеты всех западных стран поместили жуткую фотографию, свидетельствующую о смерти «на стене» 18-летнего юноши. При попытке бежать в Западный Берлин он был тяжело ранен и несколько часов висел на колючей проволоке на глазах у пограничников ГДР, безразлично наблюдавших за истекавшим кровью человеком, пока они не получили приказ снять тело юноши.
Но Берлинская стена стала и символом банкротства коммунистической системы, когда людей приходилось удерживать в ней силой. В то же время была внесена ясность в проблему Берлина, окончательно разделенного на две части. Стена остановила бегство населения, грозившее полным крахом рабоче-крестьянского немецкого государства. Разочарование и уныние, охватившие восточных немцев, постепенно сменились конформизмом и стремлением приспособиться к жизни в сложившихся условиях.