Падение ГДР

Московские реформаторы все больше рассматривали тесно связанный с СССР блок восточноевропейских стран как тяже­лую политическую и экономическую обузу. Предоставляя им свободу, М. С. Горбачев надеялся, что эти страны последуют по его реформаторским стопам. Но, кроме Венгрии и Польши, перемен нигде не происходило.

Далее других по пути преобразований продвинулась Венгрия. Уже в феврале 1989 г. там была отменена монополия на власть правящей партии. В мае начался демонтаж заграждений на гра­нице с Австрией с целью показать Западу открытость страны. Венгрия была излюбленным курортом для жителей ГДР. Тысячи восточных немцев отдыхали там, когда открыли границу с Авст­рией… и посольство ФРГ захлестнул поток беженцев из ГДР. Их были вынуждены направлять в специальные лагеря. К началу осени 1989 г. там находилось уже 6500 человек.

В этих условиях венгерское правительство решилось на сме­лый шаг: оно аннулировало со­глашение 1969 г. с ГДР, обязы­вающее ее высылать назад бежен­цев, и с 11 сентября разрешило всем свободный выезд в Австрию. К концу месяца в ФРГ прибыли уже 25 тыс. восточных немцев, которые безо всяких проволочек получили гражданство Федера­тивной Республики Германии.

В посольства ФРГ в Праге и Варшаве также обратилось много граждан ГДР. 30 сентября, по настоянию Москвы, руководи­тели ГДР «сдались»: 6000 восточных немцев получили право в специальных поездах проехать через территорию ГДР на За­пад. Но в западногерманские посольства постоянно прибывали все новые группы беженцев. 4 октября их также отправили специальным поездом. В этот же день правительство ГДР отме­нило безвизовые поездки в Чехословакию, чтобы предотвра­тить дальнейшее бегство своих граждан.

В Восточной Германии царило лихорадочное возбуждение, люди внезапно утратили чувство страха. 19 сен­тября оппозиционная группа интеллектуалов «Новый форум» подала в Министерство внутренних дел заявку о регистрации своей организации, а получив высокомерный отказ, потребо­вала юридической экспертизы его правомерности.

Центром оппозиционного движения стал Лейпциг. Каж­дый понедельник там проходили многотысячные демонстра­ции с требованием свободы мнений и выезда. Хотя полиция и сотрудники органов госбезопасности разгоняли демонстра­ции и арестовывали их участников, количество протестую­щих постоянно росло. Если 25 сентября на улицы Лейпцига вышли 5 тыс. человек, то через неделю — уже 20 тыс. чело­век. Причем если 25 сентября демонстранты скандировали: «Мы хотим выехать!», то через неделю желание толпы изме­нилось и она утверждала: «Мы остаемся здесь!» Это означало требование изменений в самой ГДР. Появились новые оппози­ционные группы — «Демократический прорыв» и «Демокра­тию немедленно!». Осмелели и прежде послушные руководи­тели марионеточных партий, требуя реформ по советскому об­разцу. Даже многие партийные функционеры стали говорить о необходимости перемен.

В такой обстановке осенью 1989 г. ГДР встречала свою со­роковую годовщину. Прибывший на юбилей советский лидер Горбачев после традиционного парада и демонстрации, участники которой вместо дежурных здравиц громко крича­ли: «Горби, помоги нам!», попытался еще раз убедить Э. Хонеккера и членов политбюро СЕПГ приступить к реформам и предупредил, что жизнь наказывает опоздавших.

Вечером 7 октября 1989 г. в Берлине, Лейпциге, Потсдаме, Дрездене, Магдебурге и других немецких городах начались стихийные демонстрации, жестоко разогнанные полицией. Близилась агония коммунистического режима.

        Рубрика: Падение Берлинской стены (1989-1990).
       

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]