Полный суверенитет Германии
Будущее международное положение Германии стало предметом бесчисленных дипломатических переговоров, в ходе которых было, наконец, найдено приемлемое для всех решение. СССР предложил даже, чтобы права четырех союзных держав в отношении Германии действовали еще пять лет после ее объединения. Но на июльском съезде КПСС (1990) консерваторы потерпели поражение, после чего укрепились позиции М. С. Горбачева.
В середине июля Коль в сопровождении многочисленной делегации посетил Советский Союз. В ходе обсуждений немецких проблем Горбачев наконец согласился, что единая Германия получит не только полный суверенитет, но и право вступать в любые союзы. (До этого советская позиция фактически противоречила первому принципу Заключительного акта Хельсинкского соглашения, по которому любая страна могла вступать в любые союзы.) Кроме того, совершенно неуместным было требование СССР соблюдать Потсдамские соглашения, поскольку прекращение действия прав держав-победительниц в отношении Германии практически аннулировало и Потсдамские договоренности.
На этой основе 12 сентября 1990 г. в Москве министры иностранных дел четырех победивших держав, ФРГ и ГДР подписали договор об окончательном урегулировании германского вопроса, который, по сути, подвел черту под Второй мировой войной. Действие всех прав союзных держав прекращалось, существующие границы признавались окончательными, Германии предписывалось в течение трех-четырех лет сократить вооруженные силы до 370 тыс. человек, а СССР обязывался вывести с территории Германии свои войска к концу 1994 г., причем Германия выделяла на это (в частности, на строительство в России жилья для военнослужащих) 12 млрд марок.
Огромной заслугой канцлера Коля было то, что объединение Германии произошло мирным путем ис согласия всех соседей. Это признавала даже оппозиция. Коль правильно оценил ситуацию и использовал благоприятный момент.
В полночь со 2 на 3 октября 1990 г. в Берлине перед зданием рейхстага взвился черно-красно-золотой флаг. В небо взлетали ракеты и воздушные шары, гремел салют — немцы праздновали воссоединение своей родины. Отныне 3 октября стало праздником — Днем германского единства. Националистических амбиций на этом празднике не было. Сразу после торжеств началась подготовка к первым общегерманским парламентским выборам.