Дворцовый переворот в политбюро
Полицейская акция 7 октября 1989 г. вызвала взрыв возмущения во многих странах. Когда через два дня в Лейпциге состоялась демонстрация, в которой участвовали более 70 тыс. человек, то стоявшая наготове полиция вмешиваться не стала. До настоящего времени неизвестно, кто отменил приказ о разгоне демонстрации, проходившей под лозунгом: «Мы — народ!»
Наконец о необходимости перемен заговорили и в политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Однако 10 октября на заседании политбюро Э. Хонеккер вновь категорически отказался от проведения реформ. Его противники, которых возглавляли отвечавший за оборону и безопасность Э. Кренц и берлинский окружной секретарь партии Г. Шабовски, добились только того, что политбюро впервые выступило с самокритичным заявлением о допущенных ошибках (впрочем, это признание затерялось в ворохе оптимистических фраз). Хонеккер проголосовал вместе со всеми, но упорно продолжал твердить о происках классового врага и западногерманского империализма. А Кренц и Шабовски целеустремленно готовили его свержение. На следующем заседании, 17 октября, глава правительства В. Штоф внес предложение освободить Хонеккера и некоторых его ближайших сподвижников от их обязанностей. И никто из членов политбюро не вступился за поверженного вождя.
На следующий день ЦК СЕПГ удовлетворил просьбу Хонеккера об отставке «по состоянию здоровья» и избрал на все его посты Кренца, немедленно получившего в народе прозвище Кренцпринц. Новое руководство продержалось у власти всего семь недель.