Новая Народная палата
В экономической программе объединения все партии поддерживали идею социального рыночного хозяйства, но с различными акцентами. «Альянс за Германию» требовал немедленного введения немецкой марки, СДПГ высказывала некоторые опасения, различные гражданские движения отстаивали сохранение социальных гарантий, прежде всего права на труд, а ПДС выступала за «народную собственность».
По расчетам специалистов, наилучшие шансы на победу имела СДПГ, поскольку Саксония и Тюрингия всегда были «красными бастионами», а рабочие составляли большинство избирателей. Тем неожиданнее стала триумфальная победа на выборах «Альянса за Германию», получившего 48,1% голосов избирателей (причем только одна входящая в него партия ХДС набрала 40,8%). СДПГ получила лишь 21,9%.
Причины такого результата выборов понять не трудно: избиратели проголосовали за немедленное объединение страны без всяких условий. Символом этой политики являлся канцлер Г. Коль, который олицетворял собой надежность и уверенность. Конечно, его обещания за короткий срок превратить бывшую ГДР в «процветающую землю» были излишне оптимистичными (в частности, канцлер обещал не допустить повышения налогов). Но лидер СДПГ О. Лафонтен высказывал такой пессимизм, что избиратели стали побаиваться его мрачных прогнозов. А третье место на выборах ПДС (16,4% голосов) объясняется не только большим количеством среди избирателей бывших партийных функционеров, но и тем, что в ГДР было немало людей, которым неплохо жилось при прежнем режиме. Теперь они не видели в туманном будущем никаких радужных перспектив.
Новая Народная Палата начала работу 5 апреля 1990 г. Ее президентом была избрана женщина — врач С. Бергман-Поль (ХДС). Парламент внес два изменения в Конституцию: из преамбулы было убрано определение, что республика «является социалистическим государством рабочих и крестьян», и был упразднен Государственный Совет. Главой государства теперь являлся президент, как и в первые годы существования ГДР.
Тотчас после выборов начались сложные переговоры между партиями о формировании правительства. СДПГ вначале отказывалась войти в кабинет министров. Наконец было образовано правительство из представителей «Альянса за Германию», либералов и социал-демократов. Его главой стал лидер партии ХДС юрист Л. де Мезьер, бывший заместитель X. Модрова. Он определил основной целью работы правительства скорейшее объединение страны.
В ходе церемонии приведения кабинета министров к присяге произошел казус. Де Мезьер категорически отказался присягать на еще действующей социалистической Конституции, за что подвергся нападкам со стороны ПДС, объявившей себя опорой правового государства. После ожесточенных споров был найден компромисс: правительство присягает «на праве и законах ГДР».