Путь на Запад свободен.

Новый руководитель страны Э. Кренц и его окружение не имели никакого авторитета в стране и не смогли ов­ладеть ситуацией. Они санкционировали лишь то, что уже нельзя было остановить. Не имея никакой программы вы­хода из кризиса, генеральный секретарь Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Кренц мог только произ­носить расплывчатые речи о политике «преемственности и обновления» и необходимости большей открытости страны. В то же время он продолжал настаивать на сохранении моно­полии СЕПГ на власть.

Народ выразил свое несогласие с этим очень активно. 23 ок­тября состоялись 300-тысячная демонстрация в Лейпциге, а 4 ноября — грандиозная манифестация в Берлине, в которой приняли участие уже около 1 млн человек. Демонстранты тре­бовали отставки Кренца и проведения свободных выборов.

Сразу после своего избрания на высший партийный пост Кренц потребовал тщательного анализа экономической ситу­ации в стране. Результат был удручающим: ГДР стояла на по­роге финансового банкротства. С 1970 г. долг по западным кредитам возрос в 25 раз и не было средств на теку­щие платежи и проценты. Рост задолженности можно было приостановить только значительным снижением уровня жиз­ни населения. Такие шокирующие факты огласить не реши­лись. Даже оппозиция считала положение дел лучшим, чем оно было на самом деле.

На пленуме ЦК СЕПГ, который проходил 8—10 ноября 1989 г., 11 сторонников Хонеккера были исключены из полит­бюро. К руководству партией были привлечены новые люди. Секретаря дрезденского окружкома СЕПГ X. Модрова, слыв­шего вольнодумцем и реформатором, рекомендовали на пост гла­вы правительства. Пленум принял также решение о назначении свободных выборов, введении коммунального самоуправле­ния, предоставлении некоторой свободы прессе и о начале ши­рокой экономической реформы.

Но истинная сенсация произошла вечером 9 ноября. По те­левидению транслировалась пресс-конференция Г. Шабовски, который долго рассуждал о достижениях и социальных завое­ваниях социализма. Когда нача­лись ответы на вопросы, один из журналистов спросил, скоро ли граждане ГДР получат право сво­бодно   путешествовать.   Почему Шабовски дал столь неосторож­ный ответ, остается загадкой, но секретарь берлинского окружко­ма СЕПГ ответил так: «Они могут ехать, когда хотят, и никто не станет их задерживать».

Через несколько часов у Бер­линской стены стали собираться люди. Толпа росла на глазах и стала напирать на пограничные переходы. В какой-то момент масса людей прорвала один из переходов и хлынула в западную часть города, где тоже собра­лись десятки тысяч людей. Пограничники решили, что полу­чен приказ открыть границу и стали освобождать проходы на контрольно-пропускных пунктах. Произошло невероятное: зловещая Берлинская стена пала.

Для немцев это была волшебная ночь. Лились слезы радос­ти, повсюду хлопали пробки от шампанского. Начался вели­кий переход немцев с Востока на Запад. За три дня было выда­но 4,3 млн виз для поездок в ФРГ. На пограничных переходах автомобили выстроились в километровые очереди. Чтобы уве­личить число пропускных пунктов, в Берлинской стене спеш­но пробивали новые проходы. Стало ясно, что факти­чески объединение ФРГ и ГДР уже соверши­лось и пути назад нет.

        Рубрика: Падение Берлинской стены (1989-1990).
       

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]