Молодое послевоенное поколение
Молодежь послевоенной Германии
Изменение стиля жизни в урбанизированном индустриальном обществе привело к выделению особой проблемы — молодежной. В этом отношении веймарский период значительно отличается от других эпох немецкой истории, хотя «молодежный вопрос» стоял уже в кайзеровской Германии на рубеже XIX—XX вв. Проблема молодежи рассматривалась, прежде всего, как проблема контроля. По Конституции вопросы воспитания из прежнего ведения руководства отдельных земель были переданы органам центральной власти. Поэтому появилась благоприятная возможность укрупнения и реформирования, раздробленных до этого институтов воспитания и различных молодежных организаций. В 1926 г. из 9 млн молодых людей 4,8 млн юношей и девушек состояли в каких-нибудь организациях, причем 1,6 млн человек были членами спортивных союзов, а 1,2 млн — церковных организаций. В рабочие молодежные объединения входило около 400 тыс. молодых людей, а в буржуазном движении «бюндиш» насчитывалось чуть более 50 тыс. членов.
Сложность молодежной проблемы состояла в том, что в годы войны целое поколение выросло практически без отцов. А это вело к потере авторитета родителей и разрыву с традиционными нормами социальной морали. Особенно заметно это было в средних слоях, материальный и социальный статус представителей которых значительно снизился. В рабочих семьях проявлялась иная тенденция, связанная с увеличением свободного времени и уменьшением количества детей в семье. Дети получали теперь больше родительского внимания, но нередко бунтовали против патриархальных традиций «отцов».
Молодежь веймарской Германии, взрослевшая в стесненных материальных условиях, активно искала новые виды досуга. Кинотеатры, танцплощадки, ярмарочные аттракционы, слушание грампластинок — все это прочно вошло в молодежный быт. С ком-мерциализованным и организованным досугом резко контрастировали буйные выходки «диких групп», состоявших прежде всего из пролетарской молодежи. Их дебоши смертельно пугали блюстителей порядка и буржуазную общественность.
Организации молодежи имели преимущественно мужской характер. В спортивных союзах и молодежном движении было много девушек, но обычно они являлись лишь «подругами» юношей — членов организации, так как по-прежнему правилами хорошего тона девушке предписывалось появляться в общественном месте непременно в сопровождении мужчины — отца, брата или друга.
Молодежь быстрее взрослых адаптировалась к новым ценностям урбанизированной массовой культуры. Образцом для многих чаще всего служил американский образ жизни. Но часть молодежи критически оценивала заокеанскую культуру как «тлетворйую и негерманскую». При этом среди и тех и других были люди разных социальных кругов. Более всего выбор «культуры» определялся индивидуальными особенностями молодых людей, которые в условиях послевоенной дезориентации искали свой собственный жизненный путь, свое будущее.