Женщина Веймарской республики
В веймарской Германии каждая третья женщина работала. В 1925 г. треть всех занятых на производстве составляли женщины в возрасте от 18 до 60 лет, причем только каждая третья из них была замужем. В основном женщины трудились в сельском хозяйстве, в текстильном и картонажном производстве. К 1925 г. доля служанок и горничных среди работниц сократилась до 11,4%, а занятых в промышленности — увеличилась до 23%. Много женщин было среди служащих — до 12,6%, но самую значительную группу (36%) работающих женщин составляли занятые в различных промыслах.
Немало немецких девушек обучалось в высших учебных заведениях. К началу 30-х годов высшее образование имели более 12 тыс. женщин, а около 20 тыс. женщин еще учились.
В Веймарской республике проблема женской занятости горячо дискутировалась. А причиной являлось то обстоятельство, что изменилось представление об общественном положении женщин, занявших заметное место в наиболее современных отраслях промышленности (электротехнической, оптической, химической), в торговле, на государственной службе и т. д. Многие профессии стали считаться типично «женскими»: учительница, машинистка, стенографистка, работница на конвейере, продавщица, служащая социальной сферы. Сложился образ «новой» женщины — деловой, молодой и пока незамужней. В то же время работающих замужних женщин нередко критиковали за то, что «двойные заработки» в одной семье способствуют росту мужской безработицы и даже разрушительно действуют на семью, которой занятая жена и мать не может уделять достаточного внимания.
В целом же в немецком обществе 20-х годов доминировало традиционное представление о женщине как в первую очередь жене и матери. Это отражалось и на заработной плате женщин. В сельском хозяйстве даже при равном труде женщины получали в среднем 40% заработка мужчин, в текстильной промышленности — около 70%. В годы стабилизации и рационализации производства, в период экономического кризиса это вело к тому, что безработных женщин было меньше, чем лишенных работы мужчин. Тяжелее всего приходилось потерявшим работу одиноким женщинам. Они не могли рассчитывать даже на тарелку бесплатного супа в каком-нибудь из партийно-военизированных формирований, так как женщины туда не допускались.
В 1932 г., в период кризиса, был принят закон, по которому все замужние женщины, занятые в органах государственной службы, подлежали немедленному увольнению. Прежде всего это коснулось молодых женщин с высшим образованием.
Борьба против женской дискриминации велась постоянно, но она осложнялась тем, что и сами женщины ориентировались на ту традицию немецкого общества, которая подчеркивала особую культурную миссию «женственности» и отвечающего ей рода занятий. По сравнению со временами кайзеровской Германии в Веймарской республике организованное женское движение было не столь активным, поскольку требования равенства полов формально соблюдались. В женском движении существовало два направления. Одно пропагандировало тип аполитичной и ориентированной на потребление и развлечения молодой работающей женщины. Другое культивировало образ идеальной матери и добропорядочной супруги, ограничивающей свою жизнь семейным кругом.