Популярность Шпенглера в Германии

В основе прусской системы ле­жит, по мнению Шпенглера, идея государства, принцип подчинение личных  интересов  каждого человека общему государственному интересу. В Германии нет капиталистов и рабочих, так как всякий истинный немец — рабочий, который служит общенациональному делу. Поэтому Шпенглер говорит о противостоянии двух враждебных сис­тем: английского капитализма и прусского социализма, силы денег и силы права, — в результате которого «меч победит деньги». Он считал, что немцам уже не суждено в будущем дойти до духовности Гёте, но они могут приблизиться к актив­ности Цезаря, ибо наступает эпоха цезаризма. Ее главным со­держанием является уже не внутренняя работа духа, а внеш­няя лихорадочная активность, экспансия, создание мировых империй.

Шпенглер крайне негативно оценивал Ноябрьскую рево­люцию (1918), считая, что она прошла фазы «глупости» и «ни­зости», а совершил ее «сброд во главе с отбросами литературы». Он полагал, что революционный дух не имеет ничего общего ни с национальной психологией немцев, ни с трезвой прагма­тичностью англосаксов. Подлинная родина этого духа — Фран­ция, ибо кошмарные ужасы якобинского террора, потоки кро­ви под гильотиной и оргии беснующейся толпы, таскающей по парижским улицам отрубленные головы, как нельзя лучше характеризуют «садистский дух этой расы».

Большая популярность идей Шпенглера среди немцев объ­яснялась тем, что в обескровленной и поверженной Германии он пробуждал чувство национальной гордости. Коль скоро новая революция с целью установления настояще­го немецкого социализма непременно должна произойти, то, утверждал этот идеолог консерватизма, для Германии не за­крыт путь в будущее, в привилегированное сообщество миро­вых держав. Поэтому писатель Юнгер, посылая философу свою книгу «Рабочий», сделал на ней такую надпись: “Ос­вальду Шпенглеру, выковавшему после разоружения Герма­нии первое новое оружие”.


Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]