Физкультура и спорт в Веймарской Германии
Широкое распространение в веймарской Германии получили физкультура и спорт. Государство и местные власти выделяли на это значительные средства. В условиях модернизации производства в роли меценатов часто выступали предприниматели, заинтересованные в здоровых рабочих. К тому же для всех было лучше, чтобы трудящиеся гоняли по полю мяч, а не ходили на уличные демонстрации. Звезды спорта пользовались популярностью, не уступавшей славе киноактеров. По итогам опроса, проведенного среди старшеклассников, на первом месте среди их кумиров, опередив президента П. Гинденбурга, оказался боксер в тяжелом весе М. Шмелинг, радиорепортажи о поединках этого чемпиона мира немцы были готовы слушать и глубокой ночью. Кумиром молодежи был и знаменитый автогонщик М. Браухич. В начале 30-х годов в Германии насчитывалось 7,5 млн любителей спорта. Самыми распространенными видами спорта являлись гимнастика, футбол и легкая атлетика. Популярностью пользовалось и плавание. Возможно, этому способствовало то, что в 20-е годы женские купальники из эластичных материалов, подчеркивавшие фигуру, заменили вызывавшие теперь смех бабушкины купальные костюмы из ситца с оборками, а то и чулками; мужчины тоже не отстали от моды и сменили трусы до колен на шерстяные плавки.
Подтверждая национальную любовь к природе, городские жители независимо от социального положения, возраста и пола по выходным дням устремлялись за город. Самым распространенным был ближний туризм — пешеходный, велосипедный, автобусный и железнодорожный. Каждым воскресным утром вокзалы и автостанции заполнялись людьми с рюкзаками и палатками, поезда нередко брали штурмом. Учащиеся и студенты во время каникул небольшими организованными группами бродили по Гарцу, Шварцвальду, лесистой Тюрингии, отправлялись на мекленбургские озера, в заросшую вереском Люнебургскую пустошь или даже в соседние страны — Австрию, Данию, Чехословакию.
Особое место в повседневной жизни немцев занимали пивные, расположенные практически на каждом углу. В них можно было перекусить, выпить пива, почитать свежую газету, поиграть в настольную игру, пообщаться с приятелями и даже провести собрание какой-нибудь организации. Пивные, как правило, были центрами местной политической жизни и имели определенную «политическую» направленность, о которой было нетрудно догадаться, увидя на стенах портрет кайзера Вильгельма II, или П. Гинденбурга, или А.Бебеля. Хозяева охотно предоставляли свои заведения для собраний, поскольку это увеличивало доходы, а некоторые даже вступали в партии, чтобы привлечь в свое заведение новых посетителей. Не чурались пивного бизнеса и люди, близкие к руководству страны. Так, в свое время президент Ф. Эберт имел в Бремене пивную с модной новинкой — бильярдом, а отец рейхсканцлера Г. Штреземана был владельцем берлинской пивной.
Любопытно, что поскольку центрами местной партийной жизни являлись пивные, то это затрудняло привлечение в партии женщин, которые заглядывали в пивные крайне редко, да и то обычно в сопровождении мужчин.