Веймарская Германия – страна модернизма
Модернизм
Веймарскую Германию часто изображают как страну модернизма. В целом это соответствует действительности. Однако не следует забывать о том, что экспрессионизм в живописи и литературе, архитектура конструктивизма, теория относительности и квантовая физика, психоанализ и социология появились еще в предвоенные годы. Но их влияние на отношение людей к самим себе и к окружающему миру в полной мере начало сказываться только в 20-е годы.
Культура веймарского периода была современной уже потому, что ее создатели и поклонники чувствовали, что живут в новом мире, отделенном от прошлого потрясениями войны, в мире, который казался освобожденным от груза старого. Здесь таилась опасность бездумного увлечения модерном — от идей коммунизма до джаза, от восточной мистики до оккультизма. Стиль 20-х годов определяли эксперименты с новыми идеями и новыми формами. Особенно дух модернизма сказывался в архитектуре, музыке, искусстве театра.
Когда-то великий поэт и драматург Ф. Шиллер заметил, что театральная сцена является «общественным каналом, по которому свет мудрости изливается на лучшую, мыслящую часть народа и мягкими лучами расходится по всему государству» . Эту задачу стремился выполнять и немецкий театр веймарской эпохи. В спектаклях, поставленных М. Рейнхардтом и Э. Пискатором, органично сочетались литература, музыка, скульптура, пантомима, кино (на сцену проецировались кадры из игровых и документальных фильмов, коллажи из материалов газет и журналов).
Писатели и режиссеры — сторонники экспрессионизма увлекались созданием абстрактных и символических образов. Персонажи произведений даже назывались не по имени, а по профессии: Рабочий, Крестьянин, Торговец, Спекулянт, Проститутка. В их речи соседствовали восторженно-высокопарные тирады с полупристойными шутками. Это было рассчитано исключительно на эмоциональное восприятие публики. Широкий успех имели пьесы Р. Геринга, Э. Толлера, Г. Кайзера, Э. Барлаха, Б. Брехта, направленные против войны, проявлений национализма, социального неравенства и угнетения, фальшивых ценностей и убивающих душу религиозных учений. Эти драматурги вывели на театральную сцену низы общества, людей отверженных: бродяг, нищих, воров, проституток.
В 1919 г. возникло художественное течение, которое больше других повлияло на создание картины современного мира. Новая школа искусства, архитектуры и технического дизайна во главе с архитектором В. Гропиусом называлась Баухауз. Его последователи считали необходимым устранить высокомерное разделение на художников и ремесленников, воссоединить искусство и технику в новых, доселе невиданных прозрачных зданиях, полных света. В аудиториях Баухауза (сначала в Веймаре, а затем в Дессау) студентов учили виднейшие мастера искусства: художники П. Клее, В. Кандинский, Й. Альберс, график Г. Байер, скульптор Г. Маркс, архитектор М. Бройер. (После прихода к власти нацистов почти все лидеры школы эмигрировали в США, где были встречены с большой радостью.) Первая выставка Баухауза (летом 1923 г. ее посетили более 15 тыс. человек) знаменова- Арнольд шёнберг ла собой новый этап в развитии современного искусства. Мастера Баухауза талантливо и наглядно показали, что повседневные предметы быта — мебель, посуда, столовые приборы, светильники — могут отлично сочетать простоту, строгость, функциональность и изящество форм.
В музыке веймарского периода достижения были скромнее. Продолжал творить крупнейший композитор-новатор кайзеровской Германии Р. Штраус, но в его произведениях стало меньше оригинальности и яркой образности. Слушателей все чаще привлекают новые имена — П. Хиндемнта, создавшего в духе неоклассицизма оперы «Кардильяк» и «Художник Матис», и А. Шёнберга, основателя атональной музыки1.
Еще большей популярностью пользовались у публики произведения создателя первых мюзиклов К. Вайля, написавшего музыку к брехтовским «Трехгрошовой опере» и «Возвышению и падению города Махагони».
Музыкальной столицей оставался Берлин с его тремя оперными театрами, в городе успешно выступали десятки симфонических оркестров, музыкальных и хоровых коллективов. Но активная музыкальная жизнь шла и в Дрездене, и в Штутгарте, и в Мюнхене, и во Франкфурте-на-Майне, и в Гамбурге, и в небольшом Дармштадте.