Веймарская Германия – страна модернизма

Модернизм

Веймарскую Германию часто изображают как страну модернизма. В целом это соответствует действительности. Од­нако не следует забывать о том, что экспрессионизм в живопи­си и литературе, архитектура конструктивизма, теория отно­сительности и квантовая физика, психоанализ и социология появились еще в предвоенные годы. Но их влияние на отноше­ние людей к самим себе и к окружающему миру в полной мере начало сказываться только в 20-е годы.

Культура веймарского периода была современной уже потому, что ее создатели и поклонники чувствовали, что живут в новом мире, отделенном от прошлого потрясе­ниями войны, в мире, который казался освобожденным от груза старого. Здесь таилась опасность бездумного увлечения модерном — от идей коммунизма до джаза, от восточной мис­тики до оккультизма. Стиль 20-х годов определяли экспери­менты с новыми идеями и новыми формами. Особенно дух модернизма сказывался в архитектуре, музыке, искусстве те­атра.

Когда-то великий поэт и драматург Ф. Шиллер заметил, что театральная сцена является «общественным каналом, по которому свет мудрости изливается на лучшую, мыслящую часть народа и мягкими лучами расходится по всему государ­ству» . Эту задачу стремился выполнять и немецкий театр вей­марской эпохи. В спектаклях, поставленных М. Рейнхардтом и Э. Пискатором, органично сочетались литература, музыка, скульптура, пантомима, кино (на сцену проецировались кад­ры из игровых и документальных фильмов, коллажи из мате­риалов газет и журналов).

Писатели и режиссеры — сторонники экспрессионизма увлекались созданием абстрактных и символических обра­зов. Персонажи произведений даже назывались не по имени, а по профессии:  Рабочий, Крестьянин,   Торговец,  Спекулянт, Проститутка. В их речи соседст­вовали    восторженно-высокопар­ные тирады с полупристойными шутками.   Это   было   рассчитано исключительно на эмоциональное восприятие   публики.   Широкий успех   имели   пьесы   Р. Геринга, Э. Толлера, Г. Кайзера, Э. Барлаха, Б. Брехта, направленные про­тив войны, проявлений национа­лизма, социального неравенства и угнетения, фальшивых ценностей и убивающих душу религиозных учений.   Эти   драматурги   вывели на театральную сцену низы общества, людей отверженных: бродяг, нищих, воров, проституток.

В 1919 г. возникло художественное течение, которое боль­ше других повлияло на создание картины современного мира. Новая школа искусства, архитектуры и технического дизайна во главе с архитектором В. Гропиусом называлась Баухауз. Его последователи считали необходимым устранить высокомер­ное разделение на художников и ремесленников, воссоединить искусство и технику в новых, до­селе невиданных прозрачных зда­ниях, полных света. В аудитори­ях Баухауза (сначала в Веймаре, а затем в Дессау) студентов учили виднейшие    мастера    искусства: художники П. Клее, В. Кандин­ский, Й. Альберс, график Г. Бай­ер,   скульптор   Г. Маркс,   архи­тектор М. Бройер. (После прихода к власти нацистов почти все лиде­ры школы эмигрировали в США, где  были  встречены  с  большой радостью.) Первая выставка Бау­хауза (летом 1923 г. ее посетили более 15 тыс. человек) знаменова-    Арнольд шёнберг ла собой новый этап в развитии современного   искусства.   Масте­ра     Баухауза  талантливо  и  на­глядно    показали,    что    повсе­дневные  предметы  быта  —  ме­бель,  посуда,  столовые приборы, светильники — могут отлично со­четать простоту, строгость, функ­циональность и изящество форм.

В музыке веймарского перио­да достижения были скромнее. Продолжал творить крупнейший композитор-новатор кайзеровской Германии Р. Штраус, но в его про­изведениях стало меньше ориги­нальности и яркой образности. Слушателей все чаще привлекают новые имена — П. Хиндемнта, создавшего в духе неоклассицизма оперы «Кардильяк» и «Худож­ник Матис», и А. Шёнберга, основателя атональной музыки1.

Еще большей популярностью пользовались у публики про­изведения создателя первых мюзиклов К. Вайля, написавше­го музыку к брехтовским «Трехгрошовой опере» и «Возвыше­нию и падению города Махагони».

Музыкальной столицей оставался Берлин с его тремя опер­ными театрами, в городе успешно выступали десятки симфо­нических оркестров, музыкальных и хоровых коллективов. Но активная музыкальная жизнь шла и в Дрездене, и в Штут­гарте, и в Мюнхене, и во Франкфурте-на-Майне, и в Гамбур­ге, и в небольшом Дармштадте.


Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]