“Консервативная революция”

Своеобразным и необычным явлением в общественно-по­литической жизни Германии 20-х годов стало появление идео­логии «консервативной революции», каким бы парадоксаль­ным ни казалось такое сочетание совершенно несовместимых Друг с другом понятий. «Консервативная революция» пред­ставляла собой антизападное, антилиберальное, антидемокра­тическое, романтическое и отчасти антисемитское движение. Оно объединяло нескольких весьма различных, но едва ли не самых блестящих и ярких мыслителей Германии веймар­ского периода. Целью этого движения являлось возрождение главных национальных мифов на фоне жесткой критики по­роков современной цивилизации. Его сторонникам представ­лялся апокалипсис новой истинной революции, который уничтожит все прежние системы, пересмотрит в духе Ф. Ниц­ше все традиционные ценности и создаст новый рейх невиданной мощи. Эти идеологи отказывали политике в праве на ра­циональные мотивы и цели и идеализировали насилие как самоценность. На фоне цинично-оскорбитель­ной язвительности левых интеллектуалов патриотизм и идеа­лизм «революционных консерваторов» смотрелся особенно привлекательно. Но их иррационализм и нигилизм расшаты­вали демократические устои Веймарской республики и расчи­щали нацизму путь к власти.

Идеи «консервативной революции» разделяли и пропаган­дировали многие немецкие философы, юристы, писатели. Крупнейший публицист и теоретик А. Мёллер ван ден Брук возродил националистический миф об имперском величии Германии. Самый известный немецкий правовед и оригиналь­нейший мыслитель К. Шмитт создал теоретически безупреч­ную концепцию неизбежности построения тоталитарного го­сударства. Писатель-фронтовик, получивший в окопах 14 ра­нений и высшую военную награду кайзеровской Германии — орден «За отвагу», Э. Юнгер воспел войну как «повышающий ценность человека порядок». Журналист X. Церер разработал концепцию необходимости создания новой интеллектуальной элиты как наставника общества.

Самый известный философ того времени О. Шпенглер (1880—1936) создал основы концепции «немецкого социализ­ма». В политическом сочинении «Пруссачество и социализм» (1919) Шпенглер писал о будущем Германии, которое видел в органичном соединении «старо­прусского духа и социалистиче­ских взглядов». Поскольку, по его мнению, нет и не может быть ни­какого иного социализма, кроме немецкого, то Шпенглер требовал прежде всего освободить социа­лизм от идей К. Маркса. Маркси­стской теории он противопоставил прусско-социалистическое пред­ставление о солидарности, по ко­торому «труд является не това­ром, а долгом».


Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]