“Консервативная революция”
Своеобразным и необычным явлением в общественно-политической жизни Германии 20-х годов стало появление идеологии «консервативной революции», каким бы парадоксальным ни казалось такое сочетание совершенно несовместимых Друг с другом понятий. «Консервативная революция» представляла собой антизападное, антилиберальное, антидемократическое, романтическое и отчасти антисемитское движение. Оно объединяло нескольких весьма различных, но едва ли не самых блестящих и ярких мыслителей Германии веймарского периода. Целью этого движения являлось возрождение главных национальных мифов на фоне жесткой критики пороков современной цивилизации. Его сторонникам представлялся апокалипсис новой истинной революции, который уничтожит все прежние системы, пересмотрит в духе Ф. Ницше все традиционные ценности и создаст новый рейх невиданной мощи. Эти идеологи отказывали политике в праве на рациональные мотивы и цели и идеализировали насилие как самоценность. На фоне цинично-оскорбительной язвительности левых интеллектуалов патриотизм и идеализм «революционных консерваторов» смотрелся особенно привлекательно. Но их иррационализм и нигилизм расшатывали демократические устои Веймарской республики и расчищали нацизму путь к власти.
Идеи «консервативной революции» разделяли и пропагандировали многие немецкие философы, юристы, писатели. Крупнейший публицист и теоретик А. Мёллер ван ден Брук возродил националистический миф об имперском величии Германии. Самый известный немецкий правовед и оригинальнейший мыслитель К. Шмитт создал теоретически безупречную концепцию неизбежности построения тоталитарного государства. Писатель-фронтовик, получивший в окопах 14 ранений и высшую военную награду кайзеровской Германии — орден «За отвагу», Э. Юнгер воспел войну как «повышающий ценность человека порядок». Журналист X. Церер разработал концепцию необходимости создания новой интеллектуальной элиты как наставника общества.
Самый известный философ того времени О. Шпенглер (1880—1936) создал основы концепции «немецкого социализма». В политическом сочинении «Пруссачество и социализм» (1919) Шпенглер писал о будущем Германии, которое видел в органичном соединении «старопрусского духа и социалистических взглядов». Поскольку, по его мнению, нет и не может быть никакого иного социализма, кроме немецкого, то Шпенглер требовал прежде всего освободить социализм от идей К. Маркса. Марксистской теории он противопоставил прусско-социалистическое представление о солидарности, по которому «труд является не товаром, а долгом».
- Интеллектуалы против республики
- Физкультура и спорт в Веймарской Германии
- Германия после первой мировой: нравы и жизнь
- Национал-социалистический немецкий союз студентов
- Молодое послевоенное поколение
- Образ женщины после первой мировой войны
- Женщина Веймарской республики
- Веймарская Германия – страна модернизма