Интеллектуалы против республики
Ярко выраженной чертой культурной жизни Веймарской республики было преобладание в ней левых и правых противников парламентаризма. Разумеется, нельзя было ожидать поддержки республики от идейных коммунистов, которые жили в ожидании новой, «настоящей» революции. Они рассматривали республику как завуалированную форму фашизма и предрекали ей смерть в тот час, когда пролетариат поймет ее подлинную сущность. Как кратковременный эпизод немецкой истории рассматривали республику и правые идеологи, относившиеся к ней с таким же презрением, что и лидеры Коммунистической партии Германии (КПГ).
Что же касается очень влиятельной в обществе группы университетских профессоров, то, за немногими исключениями, они также были убежденными противниками новой системы, которая не раз пыталась, хотя и безуспешно, ограничить их привилегии. А экономическая политика этой системы, по убеждению профессуры, привела к уменьшению их жалованья из-за инфляции.
Трагедией Веймарской республики можно считать то обстоятельство, что именно в тот момент, когда экономическая и политическая стабилизация жизни открывала перед Германией благоприятные перспективы на будущее, большинство интеллектуалов повернулось к ней спиной. Одни писатели (Л. Рубинер, Б. Брехт, И. Бехер) обратились к идеалам коммунизма, другие (А. Броннен, X. Йост) были очарованы идеями национал-социализма, третьи (Ф. Верфель, В. Хазенклевер) предпочли искать истину в религиозных, оккультно-мистических и экзистенциалистских учениях. Открытые выступления писателей в защиту республики стали редкостью. Когда в 1922 г. Т. Манн призвал профессоров и студентов Берлинского университета поддержать веймарское демократическое государство, это оказалось гласом вопиющего в пустыне, а слушатели устроили оратору настоящую обструкцию.
Веймарская республика весьма нуждалась в поддержке известных интеллектуалов, но в литературном мире она нашла мало сторонников. Два выдающихся немецких писателя ,Т. Манн и Г. Гессе , приняли новорожденную демократию, но и они не верили в ее прочность и долгую жизнь. Оба были убеждены в неотвратимом закате общества западного типа и предрекали неизбежность ожесточенной борьбы между анархическим и авторитарным путями развития государства. Глубоким скептицизмом пропитан философский роман Манна «Волшебная гора» (1924). Автор очень сомневается в том, что в охваченной кризисом Европе может восторжествовать гуманный разум. Ощущение нарастающего безумия человечества с необычайной выразительностью передал Гессе в романе «Степной волк» (1927).
В романе Э. Кёстнера «Фабиан» (1931) еще более резко изображалось мрачное и безысходное состояние немецкого общества в годы экономического кризиса. В книге нет даже проблеска надежды — только чувства общей виновности и повального духовного смятения. Широко распространилось убеждение в том, что морально немецкое общество полностью разложилось. Не случайно в литературе и театре на первый план выдвигается фигура авантюриста и мошенника без принципов и морали. Однако героизация криминального элемента означала молчаливое признание того, что система, в которой процветают такие личности, не заслуживает ничего лучшего, кроме гибели.
Представители модернистского литературно-художественного течения «Новая вещественность»1, чьи взгляды по общественно-политическим вопросам колебались от либерально-демократических до леворадикальных, негативно относились к капитализму, милитаризму, консерватизму прусского юнкерства, ортодоксии церквей, буржуазным нормам и ценностям. Но в политическом аспекте сторонники этого течения оставались маргиналами. Не признавая никакой партийной дисциплины, самое большее, на что они были способны, — это создавать недолговечные группы. Свою изоляцию от политической жизни они пытались компенсировать громкими и безответственными тирадами и радикальными заявлениями.
Интересной в этом отношении была личность самого крупного после Г. Гейне немецкого сатирика и крайне циничного по природе человека — журналиста К. Тухольского (свои произведения он подписывал четырьмя псевдонимами). Неутомимый борец против антидемократических тенденций и беспощадный критик немецкой буржуазии, Тухольский отличался невыдержанностью высказываний и политическим радикализмом. Однако это скорее играло на руку его политическим противникам справа, которые успешно использовали его знаменитое выражение «Солдаты — это убийцы!», совершенно неуместное для Германии.
Язвительные нападки Тухольского на «ноябрьских преступников», которые не довели революцию до полной победы, внешне ничем не отличались от лозунгов правого экстремизма. Он презирал Ф. Эберта еще больше, чем ненавидел генерала X. Секта. В то время когда демократические политики Веймарской республики нуждались в помощи для противодействия А. Гитлеру и А. Гугенбергу, Тухольский осыпал этих людей несправедливыми и презрительными насмешками, утверждая, что самой большой опасностью для Германии и Европы является не «стальной шлем» немецкого солдата, а «шелковый цилиндр» рейхсканцлера Г. Штреземана. Это была широко распространенная среди левых интеллектуалов позиция. Хотели они того или нет, но объективно их нападки на республику вели к ее гибели, так же как и антидемократическая критика справа.
- Физкультура и спорт в Веймарской Германии
- Германия после первой мировой: нравы и жизнь
- Национал-социалистический немецкий союз студентов
- Молодое послевоенное поколение
- Образ женщины после первой мировой войны
- Женщина Веймарской республики
- Веймарская Германия – страна модернизма
- Германия и массовая культура