Германия и массовая культура
В Германии веймарского периода изменилась не только политическая система. Другим стал сам образ жизни, определяемый новым феноменом — массовой культурой. Ее появление как бы завершало переход к той «технизации» мира, к которой деятели культуры всегда относились весьма критически. Но невиданное ускорение темпов жизни, диктатура технического прогресса неумолимо влекли за собой новое отношение к окружающему миру.
В литературе необычайно популярным стал жанр репортажа, документальной зарисовки событий. Особым успехом пользовались произведения не только партийно-политического «неистового репортера» Э. Киша, но и скептически-отстраненного наблюдателя Э. Регера.
В то же время эссеист 3. Кра-кауэр считал, что репортаж является всего лишь «контрударом по идеализму, но не более того», что «сотни отчетов о фабрике не складываются в ее реальность, ибо она всегда является конструкцией ».
Так Кракауэр определил два типа отношения к новому миру техники и массовой культуры с ее стандартизованной продукцией. В одном случае можно говорить о банальном, наподобие моментальной фотографии, отображении реальности, в другом — о ее критической реконструкции. Но и то и другое вело к созданию утопических образов нового человека, новой техники и нового общества.
Разрыв с прежними традициями был особенно заметен в творчестве молодых литераторов, смело ломавших общепризнанные нормы. Например, произведение А. Дёблина «Берлин, Александерплац» даже формально отличается от классического романа: и своим построением, и языком оно напоминает мастерски смонтированный фильм. Не случайно по книге был поставлен радиоспектакль, а затем и снят кинофильм. Таким же путем шел и Б. Брехт (1898—1956). Его «Трехгрошовая опера» являлась одновременно романом, драмой, мюзиклом и киносценарием.
С помощью новых форм литераторы и деятели театра хотели приблизиться к читателю и зрителю, откликнуться на его чаяния и запросы. Концертные программы в многочисленных варьете и кабаре, театрализованные уличные представления агитационного характера были рассчитаны на массу зрителей. В авангарде массовой культуры несомненно находились кинематограф и радио. С самого начала кино стало искусством для масс, своего рода народным театром. Новые масс-медиа «доходили» до тех групп населения, которые прежде были вообще отстранены от достояний культуры. Кинотеатры стали для масс тем же, чем в XIX в. для аристократии и буржуазии была опера. Немецкие кинофильмы «Метрополис», «Кабинет доктора Калигари», «Доктор Мабузе», «Девочки в униформе» получили мировое признание. Любопытное наблюдение в связи с этим сделала известный киновед Л. Эйс-нер: «Немцы — чудаковатые люди. Для них несчастье, если дела идут слишком хорошо. Чем больше осложняется политическая ситуация, тем больше они отдаются в объятия творческой музы. Немецкие художники должны жить в условиях отчаяния и даже экзальтации, чтобы создавать значительные произведения.
Как во время наполеоновского гнета расцвела великая немецкая поэзия — от Гёте до Шиллера! И позднее, в 20-е годы [XX в.], когда политическая и экономическая жизнь стала просто невыносимой, родилась великая кинематографическая культура: Ланг, Мурнау, Пабст, Бергер…» Но немецкое кино уже тогда испытывало сильнейшую конкуренцию Голливуда, который успешно формировал вкусы зрителей своими сентиментальными и развлекательными фильмами. Германское радио приступило к регулярным передачам только с 1923 г. Но уже через пять лет в стране было зарегистрировано 2 млн радиослушателей, а к 1932 г. их стало более 4 млн (на 100 семей приходилось тогда 24 радиоприемника). В конце 20-х годов появились уличные громкоговорители. Немецкое радио фактически было правительственным. Формально все девять радиовещательных корпораций являлись акционерными обществами, но контрольный пакет акций всегда принадлежал государству. Все передачи, которые в основном носили познавательный или развлекательный характер, строго контролировала государственная цензура, имевшая право запретить любую программу. По радио нередко выступали видные деятели культуры, в том числе и левых (а то и радикальных) взглядов.
В целом в Веймарской республике наблюдалась тенденция к концентрации всех средств массовой информации. Возникли первые газетные концерны, ведущее место среди которых занимала империя А. Гугенберга, поставлявшая готовые информационные материалы формально независимым провинциальным изданиям. На левом политическом фланге один из руководителей германской компартии — энергичный В. Мюнценберг создал своеобразный альтернативный концерн средств масс-медиа (газеты, издательства, кинопрокат), на который работало множество фотографов и рабочих корреспондентов.
Новый образ жизни был тесно связан с появлением современных товаров широкого потребления. В 1932 г. в Германии на каждую тысячу жителей приходилось 66 радиоприемников, 52 телефона, 8 легковых автомобилей, что превышало средние европейские показатели. Но в США в это время у тысячи жителей было 131 радиоприемник, 165 телефонов и 183 автомобиля. А потому уже в 20-е годы проблема американизации культуры и образа жизни стала предметом горячих дискуссий между ее сторонниками и противниками.