Ганс Церер
Церера весьма занимала проблема конфликта поколений, очень острая в веймарской Германии, поскольку университеты выпускали вдвое больше специалистов, чем требовалось государству и обществу. В опубликованной в 1929 г. статье под программным заголовком «Внимание, фронт молодых! Всем стоять в стороне!» он предостерегал молодежь от погружения в «грязное болото политики» и утверждал, что отмечается огромная инфляция гражданского доверия к государству. Церер настоятельно советовал не защищать и не поддерживать Веймарскую республику, трактуя ее предстоящую гибель как своего рода необходимость. Он предсказывал рождение нового Германского рейха и понимал историю как мистический процесс величайшего самоочищения. Во всяком случае, то, что Цереру с его весьма туманными умонастроениями удалось увеличить тираж своего журнала до 30 тыс. экземпляров (т. е. в 30 раз), — факт, который весьма красноречиво характеризовал состояние умов молодой немецкой интеллигенции.
В психологическом отношении позицию Церера можно назвать экзальтированным морализаторством, но в политическом смысле она демонстрировала опасную близость к национал-социализму, который поставил романтику на службу отнюдь не романтическим замыслам.
Идеологи «консервативной революции» удивительным образом сочетали иррациональный эстетизм с политической прозорливостью. Нацистский Третий рейх не стал, однако, тем государством, о котором они мечтали и в котором надеялись стать духовной элитой. Наоборот, после 1933 г. почти все они испытали чувства глубокого разочарования и несбывшихся надежд. Этот печальный итог консервативно-национального движения с горечью подвел Шпенглер: «Мы хотели покончить со всеми партиями. Осталась же самая отвратительная».