Мюнхенское соглашение

Через 11 дней после австрийского плебисцита, 21 апреля 1938 г., А. Гитлер вызвал к себе генерала В. Кейтеля, чтобы обсудить с ним операцию «Грюн» – план внезапного нападе­ния на Чехословакию. После Первой мировой войны чешско-германские отноше­ния осложняла проблема Судетской области, которую населя­ло 3,25 млн немцев, требовавших если не воссоединения с ис­торической родиной, то большей автономии.

После прихода к власти в Германии Гитлера в Судетской области образовалась пронацистская Судето-немецкая партия под руководством учителя физкультуры К. Генлейна, которой германское Ми­нистерство иностранных дел ежемесячно выделяло 15 тыс. ма­рок. Члены этой партии так красочно живописали зверства, которые якобы чинят чехи над бедными немцами, что лидеры Англии и Франции стали оказывать нажим на президента Э. Бенеша, требуя от него максимальных уступок судетским немцам. Гитлер же был убежден, что удар по Чехословакии че­рез не укрепленную границу с Австрией будет таким молние­носным, что ни Лондон, ни Париж не решатся на ее защиту.

Первый кризис разразился в мае, когда британская и чеш­ская разведки получили данные о концентрации немецких войск в Саксонии. В Судетах начались вооруженные стычки, а правительство Бенеша объявило частичную мобилизацию. Располагая хорошей армией, страна не собиралась сдаваться без боя. Чехословакию поддержали западные державы и Со­ветский Союз.

В таких условиях агрессия была невозможна, и Гитлер отступил, приказав сообщить чешскому послу, что Германия не имеет никаких намерений против его страны. Кризис был улажен, а фюреру преподали урок, от которого тот лишь ук­репился в намерении рассчитаться с Чехословакией. Он рас­порядился закончить все военные приготовления до 1 октяб­ря 1938 г.

Правительство Бенеша выполнило все требования лидеров судетских немцев, но как раз это не устраивало Гитлера. По его указанию Генлейн заявил о прекращении всяких пере­говоров, сославшись на спровоцированные им самим столкно­вения с полицией в Моравска-Остраве. А 12 сентября на пар­тийном съезде в Нюрнберге Гитлер громогласно потребовал «справедливого отношения» к судетским немцам и пригрозил добиться этого даже военными средствами. Речь рейхсканцле­ра спровоцировала настоящее восстание в Судетской области, подавленное после двухдневных ожесточенных столкновений.

В поисках выхода из трудного положения британский ли­дер Н. Чемберлен, поддержанный французским премьер-ми­нистром Э. Даладье, предложил Гитлеру немедленно встртиться в Берхтесгадене с целью найти мирное решение про­блемы. В итоге переговоров Чемберлен заявил, что согласен с присоединением Судетской области к Германии, но должен проконсультироваться с руководством Франции и собственны­ми министрами.

Пока Чемберлен уговаривал Даладье и своих министров согласиться на уступки Гитлеру, тот не терял времени. Был издан приказ о приведении пяти армий в боевую готов­ность. Под нажимом Берлина 21 сентября польское прави­тельство потребовало проведения плебисцита в чешской об­ласти Тешин, где проживала большая польская колония. На следующий день с аналогичным требованием выступила Венгрия. В то же время «судетский добровольческий корпус» при поддержке частей СС захватил пограничные чешские го­рода Аш и Хеб. Европа вновь оказалась на грани войны.

22 сентября Чемберлен второй раз встретился с Гитлером в Годесберге и сообщил ему о согласии передать Германии Судетскую область даже без проведения плебисцита. Британ­ский лидер ожидал признательности Гитлера, но тот, полу­чив желаемое, моментально потребовал большего – немед­ленного ввода немецких войск в Судеты. Так одним ударом был разрушен «карточный домик» мира, с великим трудом воздвигнутый Чемберленом за счет Чехословакии. Хотя Гит­леру, согласившемуся подождать до 1 октября (на этот день уже давно было запланировано нападение), удалось угово­рить Чемберлена, на уступки не пошли ни Франция, ни Че­хословакия, объявившие мобилизацию. Был отдан приказ и о приведении в боевую готовность британского флота.

Но Чемберлен всеми силами старался избежать войны. И он добился согласия Б. Муссолини стать посред­ником в созыве конференции для решения судетского вопро­са. В полдень 28 сентября 1938 г., за два часа до окончания срока, обозначенного в предъявленном чехам германском уль­тиматуме, Гитлер получил срочное послание дуче, просивше­го повременить с мобилизацией. Фюрер с явным облегчением ответил, что принимает это предложение. После продолжи­тельных телефонных переговоров с Римом он распорядился пригласить руководителей Великобритании, Франции и Ита­лии на встречу с ним в Мюнхене. Однако представителей СССР, одного из гарантов целостности Чехословакии, в столи­цу Баварии не пригласили, как и руководителей самой Чехо­словакии.

        Рубрика: Стратегия Гитлера (1933-1939).
       

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]