Мюнхенское соглашение
Через 11 дней после австрийского плебисцита, 21 апреля 1938 г., А. Гитлер вызвал к себе генерала В. Кейтеля, чтобы обсудить с ним операцию «Грюн» – план внезапного нападения на Чехословакию. После Первой мировой войны чешско-германские отношения осложняла проблема Судетской области, которую населяло 3,25 млн немцев, требовавших если не воссоединения с исторической родиной, то большей автономии.
После прихода к власти в Германии Гитлера в Судетской области образовалась пронацистская Судето-немецкая партия под руководством учителя физкультуры К. Генлейна, которой германское Министерство иностранных дел ежемесячно выделяло 15 тыс. марок. Члены этой партии так красочно живописали зверства, которые якобы чинят чехи над бедными немцами, что лидеры Англии и Франции стали оказывать нажим на президента Э. Бенеша, требуя от него максимальных уступок судетским немцам. Гитлер же был убежден, что удар по Чехословакии через не укрепленную границу с Австрией будет таким молниеносным, что ни Лондон, ни Париж не решатся на ее защиту.
Первый кризис разразился в мае, когда британская и чешская разведки получили данные о концентрации немецких войск в Саксонии. В Судетах начались вооруженные стычки, а правительство Бенеша объявило частичную мобилизацию. Располагая хорошей армией, страна не собиралась сдаваться без боя. Чехословакию поддержали западные державы и Советский Союз.
В таких условиях агрессия была невозможна, и Гитлер отступил, приказав сообщить чешскому послу, что Германия не имеет никаких намерений против его страны. Кризис был улажен, а фюреру преподали урок, от которого тот лишь укрепился в намерении рассчитаться с Чехословакией. Он распорядился закончить все военные приготовления до 1 октября 1938 г.
Правительство Бенеша выполнило все требования лидеров судетских немцев, но как раз это не устраивало Гитлера. По его указанию Генлейн заявил о прекращении всяких переговоров, сославшись на спровоцированные им самим столкновения с полицией в Моравска-Остраве. А 12 сентября на партийном съезде в Нюрнберге Гитлер громогласно потребовал «справедливого отношения» к судетским немцам и пригрозил добиться этого даже военными средствами. Речь рейхсканцлера спровоцировала настоящее восстание в Судетской области, подавленное после двухдневных ожесточенных столкновений.
В поисках выхода из трудного положения британский лидер Н. Чемберлен, поддержанный французским премьер-министром Э. Даладье, предложил Гитлеру немедленно встртиться в Берхтесгадене с целью найти мирное решение проблемы. В итоге переговоров Чемберлен заявил, что согласен с присоединением Судетской области к Германии, но должен проконсультироваться с руководством Франции и собственными министрами.
Пока Чемберлен уговаривал Даладье и своих министров согласиться на уступки Гитлеру, тот не терял времени. Был издан приказ о приведении пяти армий в боевую готовность. Под нажимом Берлина 21 сентября польское правительство потребовало проведения плебисцита в чешской области Тешин, где проживала большая польская колония. На следующий день с аналогичным требованием выступила Венгрия. В то же время «судетский добровольческий корпус» при поддержке частей СС захватил пограничные чешские города Аш и Хеб. Европа вновь оказалась на грани войны.
22 сентября Чемберлен второй раз встретился с Гитлером в Годесберге и сообщил ему о согласии передать Германии Судетскую область даже без проведения плебисцита. Британский лидер ожидал признательности Гитлера, но тот, получив желаемое, моментально потребовал большего – немедленного ввода немецких войск в Судеты. Так одним ударом был разрушен «карточный домик» мира, с великим трудом воздвигнутый Чемберленом за счет Чехословакии. Хотя Гитлеру, согласившемуся подождать до 1 октября (на этот день уже давно было запланировано нападение), удалось уговорить Чемберлена, на уступки не пошли ни Франция, ни Чехословакия, объявившие мобилизацию. Был отдан приказ и о приведении в боевую готовность британского флота.
Но Чемберлен всеми силами старался избежать войны. И он добился согласия Б. Муссолини стать посредником в созыве конференции для решения судетского вопроса. В полдень 28 сентября 1938 г., за два часа до окончания срока, обозначенного в предъявленном чехам германском ультиматуме, Гитлер получил срочное послание дуче, просившего повременить с мобилизацией. Фюрер с явным облегчением ответил, что принимает это предложение. После продолжительных телефонных переговоров с Римом он распорядился пригласить руководителей Великобритании, Франции и Италии на встречу с ним в Мюнхене. Однако представителей СССР, одного из гарантов целостности Чехословакии, в столицу Баварии не пригласили, как и руководителей самой Чехословакии.