Обновленный ультиматум или Мюнхенское соглашение?

Переговоры четырех государственных лидеров проходили в обстановке подчеркнутой идиллии и фактически явились формальной передачей Гитлеру всего, чего он добивался.

Уже после войны выяснилось, что все компромиссные предложения, с которыми выступил игравший роль миро­творца Муссолини, еще накануне были составлены в Берлине. На самом деле это был чуть подновленный ультиматум, чего не заметили британский и французский премьер-министры, добивавшиеся умиротворения любой ценой.

Впрочем, с целью соблюсти приличия они предложили все же пригласить пред­ставителей Чехословакии, но Гитлер ответил категорическим отказом. Однако Чемберлену в конце концов удалось вытор­говать уступку – представители «жертвы» будут находиться «в соседней комнате». Там они и просидели восемь часов в то­мительном ожидании, пока советник британского премьера Г. Вильсон не ознакомил их с основным содержанием четы­рехстороннего соглашения.

В ночь на 30 сентября 1938 г. роковой документ поочеред­но подписали Гитлер, Чемберлен, Муссолини и Даладье. Со­хранилась фотография, на которой торжествующий И. Риб­бентроп повелительно торопит Даладье расписаться и закон­чить дело. Удовлетворенные своей миссией, лидеры Запада от­были домой. Чемберлен, размахивая заявлением о решимости больше не воевать друг с другом, которое он подписал с хозяи­ном Германии, заявил: «Друзья мои, я привез вам мир!» Увы, как оказалось, мир длился всего 11 месяцев. Лишь У. Чер­чилль, слова которого вызвали бурю протеста в британской па­лате общин, признал: «Мы потерпели полное и сокрушитель­ное поражение».

Чехословакия потеряла одну из самых индустриальных своих областей, где находилось 66% запасов каменного и 80% бурого угля, производилось 72% электроэнергии и т. д. Лишившись самых мощных в Европе после линии Мажино укреплений, она оказалась беззащитной в военном отноше­нии. Процветающая страна, остававшаяся последней демократией в Восточной Европе, была разорена за одну ночь. Правда, все участники Мюнхенского соглашения гаран­тировали ее новые границы, но только после согласования их с Полыней и Венгрией. А это оказалось делом очень трудным. Польша получила область Тешина и поддержала Венгрию в ее притязаниях на Словакию и Закарпатскую Украину. Однако у Гитлера были свои планы. И Венгрия, вызвавшая его недо­вольство тем, что не оказала Германии в дни кризиса решительной поддержки, получила всего лишь небольшие террито­рии в Словакии.

Гитлер остался недоволен Мюнхенским соглашением — фюрер стремился к захвату всей Чехословакии. Но в 1938 г. он не рискнул развязать большую войну, исход которой был совершенно неясен.

Мюнхенские переговоры стали еще одним триумфом на­цистской Германии и позором для Франции, военное значение которой в Европе было сведено на нет. Окончательно судьба Чехословакии была решена через полгода, после инспириро­ванного из Берлина провозглашения независимости Словакии. Утром 15 марта 1939 г. немецкие войска вошли на чешскую территорию, а вечером в Злату Прагу торжественно прибыл Гитлер и объявил о создании протектората Богемия и Мора­вия во главе с К. Нейратом.

Только тогда Чемберлен понял, как обманул его рейхс­канцлер. То, что следующей жертвой Гитлера явится окру­женная с запада, юга и северо-востока Польша, было ясно при первом взгляде на географическую карту.

С мая 1939 г. Германия начала полномасштабную подготов­ку к намеченному на конец лета вступлению в войну. Гитлер назначил дату нападения на Польшу – 26 августа. Но для этого, так как Польша получила гарантии Великобритании и Франции, ему было необходимо вначале договориться с И. В. Сталиным.

        Рубрика: Стратегия Гитлера (1933-1939).
       

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]