От Конрада Аденауэра — к Людвигу Эрхарду
Разразившийся в октябре 1962 г. Карибский кризис, поставивший мир на грань термоядерной катастрофы, завершился компромиссом, который означал постепенный переход от «холодной войны» к политике разрядки. Руководство ФРГ это застигло врасплох, поскольку по всей внутригерманской границе напряженность сохранялась. Краеугольным камнем германской политики К. Аденауэра была его уверенность в том, что военно-экономическое превосходство Западной Германии в итоге приведет к воссоединению страны мирным путем. Но теперь казалось, что никто на Западе не интересуется больше германскими проблемами. Если бы ФРГ захотела придерживаться прежнего курса конфронтации, то рисковала оказаться в изоляции.
Перемены произошли и во внешней политике Бонна. В 1963—1964 гг. в Польше, Румынии, Венгрии и Болгарии появились торговые миссии ФРГ, хотя это и не означало установления дипломатических отношений. По мнению министра иностранных дел ФРГ Г. Шредера, улучшение отношений с восточноевропейскими странами должно было послужить средством давления на ГДР. Но эти расчеты не оправдались.
Внешняя политика не являлась сильной стороной деятельности канцлера Л. Эрхарда. Его популярность (на выборах 1965 г. он получил даже больше голосов избирателей, чем Аденауэр на предыдущих выборах) определялась успехами экономического развития страны. Объем промышленного производства ФРГ увеличился на 5,5%, а безработица сократилась до 0,7%. Но в то же время на 3,1% возросла и стоимость жизни.
Во время своего канцлерства Эрхард выдвинул недооцененную в то время концепцию «сформированного общества», основанного «на сотрудничестве всех групп и интересов». Канцлер утверждал, что в Германии должно быть сформировано общество, в котором главным является «благосостояние для всех». Такое общество может базироваться только на добровольном осознанном сотрудничестве, поэтому в его основе лежат демократические принципы.
Однако с середины 60-х годов темпы экономического роста снизились. В общем, в этом не было ничего удивительного: никакой бурный подъем не может продолжаться бесконечно. Но это был первый ощутимый спад производства в истории ФРГ, поэтому он воспринимался особенно болезненно. В 1967 г. не было прироста производства, а безработица достигла скандального для того времени уровня — около полумиллиона человек (т. е. 2,1% занятых). К тому же конкуренция со сравнительно дешевой нефтью вызвала первый серьезный кризис в угольной промышленности. В довершение всего на выборах в ландтаг Гессена победила праворадикальная Национал-демократическая партия. Она получила 7,9% голосов избирателей этой немецкой земли, всегда считавшейся «розовой».
Встревоженная общественность заговорила о крахе второй (считая первой Веймарскую республику) немецкой демократии. Впрочем, у западногерманских неонацистов были уже совершенно новые исторические условия и не было лидера, подобного А. Гитлеру.
В условиях кризиса обострились разногласия по поводу бюджета на 1967 г., составленного с дефицитом в 4 млрд марок. В конце октября министры от Свободной демократической партии (СвДП) вышли из правительства. Ведущие либеральные политики стали искать пути для заключения коалиции с социал-демократами. А еще раньше, в июле 1966 г., Христи-анско-демократический союз (ХДС) проиграл выборы в самой населенной западногерманской земле Северный Рейн—Вестфалия. 10 ноября фракция партийного блока ХДС—ХСС в бундестаге назвала кандидатом в канцлеры премьера земли Баден-Вюртемберг К. Кизингера, с которым уже наладили контакты и социал-демократы. Эрхард был вынужден подать в отставку.