Нефтяной кризис
В конце 1973 г. в ФРГ опустели автобаны, выключилось отопление в квартирах, погасла реклама. Все напоминало зловещий 1929 г. Это стало следствием нефтяного кризиса, в одночасье парализовавшего жизнь в западных странах. В октябре 1973 г. арабские экспортеры нефти впервые применили нефтяную блокаду как политическое оружие в арабо-израильской войне.
Возросшая в три раза цена на нефть повлекла за собой и общее подорожание, и снижение производства. Инфляция достигла 7%, безработица превысила 5%. Требующая денег политика реформ заметно подорвала германский бюджет. Естественно, это влекло за собой рост государственного долга,
увеличившегося с 45 млрд марок в 1969 г. до 300 млрд марок в 1982 г. Угрожающе усилился разрыв между государственным долгом и ростом производства.
Несмотря на кризис, профсоюзы потребовали повышения заработной платы на 11% и добились своего, что стало личным поражением канцлера В. Бравдта.
Пришедший ему на смену Г. Шмидт, жесткий стиль руководства которого вызывал недовольство многих людей, понимал, что обнародованные в 1969 г. реформаторские программы являются социальной утопией так как их финансирование превышает возможности государства. А в 1972 г. он навлек на себя бурю критики, заявив, что 5% инфляции лучше, чем 5% безработицы. В правительственном заявлении Шмидт объявил о коррекции курса кабинета министров прежде всего в области непомерных социальных расходов. Благодаря этому в бюджете 1976 г. удалось сэкономить 13 млрд марок, а в бюджете 1977 г. — уже 33 млрд марок. Но расплачиваться за эту экономию приходилось, в основном, трудящимся.
В июле 1974 г. Федеральным президентом ФРГ был избран В. Шеель. Его преемником в партии и в Министерстве иностранных дел стал Х. Д. Геншер.