“Большая коалиция”

Возможность создания коалиции демохристиан и социал-демократов существовала уже в ноябре 1962 г., во время скандала с журналом «Шпигель». Тогда этому категорически воспротивился К. Аденауэр. Но спустя четыре года «большая коалиция» стала реальностью. 1 декабря 1966 г. бундестаг избрал федеральным канцлером католика К. Кизингера, единственного в истории ФРГ главу правительства, который в прошлом являлся членом Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). Но это не доказывало его нацистских убеждений. Будучи с 1940 г. руководителем отдела радиопропаганды в Министерстве иностранных дел, он был обязан состоять в правящей партии, за что после капитуляции рейха и провел 18 месяцев в лагере.
В правительство «большой коалиции» вошли 10 министров от блока ХДС—ХСС и 9 министров от СДПГ. Пост вице-канцлера и министра иностранных дел занял В. Врандт. Между министрами от разных партий, естественно, возникали разногласия, но Кизингер умел примирять стороны. К тому же содружество министров экономики К. Шиллера и финансов Ф. Штрауса (эту пару прозвали «толстый и тонкий») оказалось необычайно работоспособным. Оппозиция, имевшая в бундестаге всего 50 мест, не могла противостоять воле 446 депутатов, представлявших правительственное большинство.
Главной задачей коалиции являлось преодоление экономического спада, бюджетного дефицита и ликвидация безработицы. Ее экономическую стратегию выразил министр экономики: «Конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо». Он же изложил и концепцию «глобального регулирования» экономики государством, которая базировалась на концепции британского экономиста Д. Кейнса, предлагавшего использовать для оживления экономики прежде всего финансовые рычаги.
Принятый 8 июня 1967 г. закон о стабилизации экономики базировался на трех принципах: стабильность цен, высокий уровень занятости и уравновешенный платежный баланс. Что¬бы осуществить эти меры без особых проблем, была проведена «концертированная (т. е. согласованная) акция», в ходе которой представители государства, профсоюзов и предпринимателей договаривались о размере заработной платы. Речь шла о достижении «социальной симметрии» (еще одно словесное изобретение министра Шиллера). Фактически же профсоюзы должны были соблюдать сдержанность в требованиях с целью повысить прибыли предпринимателей, а значит, стимулировать повышение их инвестиционной активности.
Антикризисные меры правительства проявились в том, что наиболее пострадавшие отрасли – металлургия, строительство, электротехническая промышленность получили государственные субсидии. Выли приняты также программы развития образования и науки. На оживление экономики из бюджета было выделено 12,5 млрд марок. С 1968 г. начался хозяйственный подъем, а безработица снизилась до 1,5%.
Во внешней политике особых сдвигов не произошло. Правда, канцлер начал отвечать на послания главы правительства ГДР (его предшественники их игнорировали), и были установлены дипломатические отношения с Румынией и Югославией.
Кизингер уделял большое внимание развитию культуры, стремясь сделать небольшие города маленькими центрами культуры.
«Большая коалиция» смогла сформировать правительство только на переходный период. Уже во время подготовки к выборам 1969 г. потенциал сотрудничества обеих правящих партий практически оказался исчерпанным. 5 мая 1969 г. Федеральным президентом ФРГ был избран социал-демократ, министр юстиции Г. Хайнеман. За него проголосовали и либералы, показавшие тем самым готовность к сотрудничеству с социал-демократами. В ФРГ стала складываться новая политическая ситуация.


Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]