Пражский договор
Завершением процесса заключения «восточных договоров» явилось подписание 11 декабря 1973 г. договора с Чехословакией. Прага требовала признать Мюнхенское соглашение (1938) «недействительным с самого начала». Западногерманская сторона указывала, что такая формулировка вызовет поток материальных исков в немецкие суды и что соглашение было подписано также западными державами, которые, следовательно, должны участвовать и в его аннулировании. Пражский договор был подписан только после отказа Чехословакии от возмещения материального ущерба от потери Судетов.
3 сентября 1971 г. четыре державы подписали соглашение по Берлину. СССР впервые признал особые отношения Западного Берлина с ФРГ, поскольку в противном случае бундестаг, скорее всего, отказался бы от ратификации всех «восточных договоров».
В октябре 1971 г. Федеральному канцлеру ФРГ Брандту была присуждена Нобелевская премия мира.
Параллельно с подготовкой «восточных договоров» начались переговоры между ФРГ и ГДР. В мае 1970 г. канцлер В. Брандт и глава правительства ГДР В. Штоф дважды встречались в Эрфурте и Касселе для обсуждения вопросов нормализации отношений. Если эрфуртцы, опрокидывая полицейские заслоны, горячо приветствовали федерального канцлера, то в Касселе правые экстремисты, размахивая оскорбительными плакатами, попытались сорвать встречу.
В целом обе встречи не принесли значительных результатов. Но изложенные Брандтом в Касселе 20 условий постепенной нормализации отношений легли в основу подписанного 21 декабря 1972 г. договора «Об основах отношений между ГДР и ФРГ». В нем был признан факт существования двух германских государств, отношения между которыми должны строиться на основе равноправия и отказа от применения силы. Было достигнуто также соглашение об обмене постоянными представительствами в Бонне и Восточном Берлине, хотя ГДР вначале настаивала на обмене посольствами. Правительство ФРГ приложило к договору письмо о необходимости сохранения единства немецкой нации и ее права на свободное самоопределение.
Бавария подала на участвовавших в переговорах жалобу, считая договор неконституционным. Но Федеральный конституционный суд в Карлсруэ отклонил ее, не усмотрев в договоре никаких нарушений Конституции ФРГ. Суд указал также на то, что до заключения мирного договора ответственность за Германию как единое целое лежит на четырех державах.