Социал-либеральная коалиция

В 1968 г. либеральную Свободную демократическую пар­тию (СвДП) возглавил новый лидер – В. Шеель. Под его ру­ководством партия полевела и приобрела более социальный и прогрессивный имидж, а ее консервативное крыло стало менее активным.

На выборах в бундестаг 1969 г. блок ХДС—ХСС получил 46,1% голосов избирателей (242 места), партия СДПГ — 42,7% (224 места). 21 октября В. Брандт был избран Федеральным канцлером ФРГ, В. Шеель стал вице-канцлером и министром иностранных дел. Впервые с 1930 г. во главе кабинета минист­ров оказался социал-демократ.

Новая коалиция пришла к власти под лозунгом: «Отва­житься на расширение демократии». Новые формы участия граждан в общественно-политической жизни, обновление за­конодательства и государственных институтов должны были повысить доверие к демократии, особенно у крити­чески настроенной молодежи. А это значило — необходимы реформы во всех сферах жизни общества.

Был принят новый закон о предприятиях, расширивший права трудящихся. На всех фир­мах, где работало более пяти чело­век, появились производственные советы. В составе совета всегда был представитель от молодых ра­бочих. С 1 июля 1976 г. на тех 500 предприятиях, на которых было занято более 2000 человек, производственный совет, созда­ваемый на паритетной основе, мог участвовать в принятии решений любого рода; при спорной ситу­ации председатель совета имел два голоса.

В 1970 г. был принят закон «О перераспределении собст­венности», по которому отчисляемая в фонд накопления ин­вестиционная заработная плата увеличивалась вдвое — до 624 марок. Рабочие получали именные сертификаты на посте­пенно растущую сумму отложенной зарплаты, блокирован­ную на срок не менее пяти лет. За короткое время инвестици­онные фонды охватили 16 млн трудящихся.

Самым большим социальным проектом стала реформа все­общего образования. Были введены стипендии и бесплатное посещение занятий в вузах. В результате к 1979 г. число сту­дентов из рабочих семей выросло вдвое и составило 14% .

Но если многие образовательные программы так и оста­лись нереализованными, причиной этого было не только про­тиводействие земель, которые по традиции встречали в шты­ки любую «реформу сверху» и ревниво оберегали свои преро­гативы в определении системы образования. Против реформ активно выступали консерваторы. К тому же выяснилось, что демократизация образования из-за молодежной безрабо­тицы, переполненных аудиторий и избытка высококвалифи­цированных специалистов, с одной стороны, устраняла соци­альную несправедливость, а с другой — провоцировала новые социальные конфликты.


Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]