Социал-либеральная коалиция
В 1968 г. либеральную Свободную демократическую партию (СвДП) возглавил новый лидер – В. Шеель. Под его руководством партия полевела и приобрела более социальный и прогрессивный имидж, а ее консервативное крыло стало менее активным.
На выборах в бундестаг 1969 г. блок ХДС—ХСС получил 46,1% голосов избирателей (242 места), партия СДПГ — 42,7% (224 места). 21 октября В. Брандт был избран Федеральным канцлером ФРГ, В. Шеель стал вице-канцлером и министром иностранных дел. Впервые с 1930 г. во главе кабинета министров оказался социал-демократ.
Новая коалиция пришла к власти под лозунгом: «Отважиться на расширение демократии». Новые формы участия граждан в общественно-политической жизни, обновление законодательства и государственных институтов должны были повысить доверие к демократии, особенно у критически настроенной молодежи. А это значило — необходимы реформы во всех сферах жизни общества.
Был принят новый закон о предприятиях, расширивший права трудящихся. На всех фирмах, где работало более пяти человек, появились производственные советы. В составе совета всегда был представитель от молодых рабочих. С 1 июля 1976 г. на тех 500 предприятиях, на которых было занято более 2000 человек, производственный совет, создаваемый на паритетной основе, мог участвовать в принятии решений любого рода; при спорной ситуации председатель совета имел два голоса.
В 1970 г. был принят закон «О перераспределении собственности», по которому отчисляемая в фонд накопления инвестиционная заработная плата увеличивалась вдвое — до 624 марок. Рабочие получали именные сертификаты на постепенно растущую сумму отложенной зарплаты, блокированную на срок не менее пяти лет. За короткое время инвестиционные фонды охватили 16 млн трудящихся.
Самым большим социальным проектом стала реформа всеобщего образования. Были введены стипендии и бесплатное посещение занятий в вузах. В результате к 1979 г. число студентов из рабочих семей выросло вдвое и составило 14% .
Но если многие образовательные программы так и остались нереализованными, причиной этого было не только противодействие земель, которые по традиции встречали в штыки любую «реформу сверху» и ревниво оберегали свои прерогативы в определении системы образования. Против реформ активно выступали консерваторы. К тому же выяснилось, что демократизация образования из-за молодежной безработицы, переполненных аудиторий и избытка высококвалифицированных специалистов, с одной стороны, устраняла социальную несправедливость, а с другой — провоцировала новые социальные конфликты.