Развал коалиции
Шок от нефтяного кризиса, случившегося в 1973 г., прошел довольно быстро. Но появились проблемы, связанные с опасными последствиями экономического роста. Возникли многочисленные экологические движения, на базе которых в 1980 г. сформировалась партия «зеленых». Спустя три года ее представители уже заседали в бундестаге. Свою партию «зеленые» строили на принципах «базовой демократии», т. е. автономности и самоуправляемости местных организаций. Часть партии выступила за сотрудничество с Социал-демократической партией Германии (СДПГ), другая была принципиально против любых коалиций.
После нефтяного кризиса правительство Г. Шмидта стало уделять первостепенное внимание развитию высоких технологий. В то же время выяснилось, что постоянная безработица приобрела структурный характер. Совершенствование производства, когда люди заменялись автоматами и роботами, приводило к исчезновению многих профессий. Так, в полиграфии внедрение фотонабора практически ликвидировало профессию наборщика металлического набора.
Рост государственного долга и увеличивающаяся безработица обострили социальные проблемы. С 1970 по 1981 г. национальный доход возрос с 533 до 1188 млрд марок, а социальные расходы — с 174 до 484 млрд марок, что превышало темпы роста дохода. К тому же число нуждающихся в социальной помощи (в 1974 г. их насчитывалось 5,7 млн человек) постоянно росло. Социально-экономические проблемы осложняли отношения между партнерами по коалиции. Либералы как партия среднего класса требовали «больше свободы и меньше государственного вмешательства».
Выборы 1980 г. сохранили коалицию во многом потому, что Свободная демократическая партия (СвДП) не решилась пойти на союз с блоком ХДС—ХСС, опасаясь, что весьма неоднозначная личность их кандидата Ф. Штрауса отпугнет многих избирателей и партия может вообще не попасть в бундестаг. Шмидт выглядел гораздо надежнее, но его правительственное заявление от 24 ноября содержало достаточно расплывчатые формулировки. В августе 1981 г. Х. Д. Геншер в письме к руководству своей партии и местным партийным функционерам высказался за ориентацию на принципы рыночной экономики и за сокращение социальных расходов, на что СДПГ не могла согласиться. В то же время многие социал-демократы выступали в том духе, что если из-за противодействия либералов невозможен поворот к более левому курсу, то не лучше ли уйти в оппозицию. На мюнхенском съезде СДПГ весной 1982 г. выдвигались во многом нереальные требования. Предлагая проведение широких программ занятости, сокращение льгот предпринимателям, увеличение государственных инвестиций, делегаты не указывали источники их финансирования. А источников этих и не было. Таким образом, канцлер был лишен свободы маневра. Как глава правительства Шмидт не совершал крупных ошибок, но и не принимал судьбоносных решений.
К осени 1982 г. положение в коалиции обострилось. В сентябре гессенская организация СвДП открыто высказалась за коалицию с Христианско-демократическим союзом (ХДС). Еще до этого министр экономики О. Ламбсдорф потребовал резкого сокращения в бюджете на 1983 г. всех социальных статей. Фактически это был ультиматум, и федеральный канцлер правильно расценил программу Ламбсдорфа как намерение разорвать коалицию. Он предложил министру представить ему пояснения в письменном виде. Получив через восемь дней это «свидетельство о разводе», канцлер наметил на 17 сентября свое выступление в бундестаге с речью, возлагающей ответственность за развал коалиции на либералов. Но еще раньше четыре министра от либеральной партии заявили о своей отставке.
1 октября 1982 г. бундестаг вынес Шмидту вотум недоверия и большинством голосов (52%) избрал Г. Коля Федеральным канцлером ФРГ.