Политические партии Германии 20-х годов.
Политические партии Германии 20-х годов.
Националисты развернули шумную агитацию против плана Дауэса, называя его «новым Версалем» и «дальнейшим закабалением» Германии. Для утверждения этого плана рейхстагом требовалось большинство в две трети голосов, которого кабинет министров не имел. Оно могло быть обеспечено только согласием с планом фракции Немецкой национальной народной партии (НННП), руководство которой устроило небольшой спектакль. С целью сохранить имидж патриотов лидеры националистов сориентировали фракцию таким образом, что 52 депутата проголосовали против принятия плана Дауэса, а 48 (сколько и требовалось) высказались в его поддержку. Однако внешне это выглядело так, будто депутаты голосуют согласно своим личным убеждениям.
Новые выборы в рейхстаг, проходившие 7 декабря 1924 г. в условиях постепенной стабилизации жизни в стране, показали явное ослабление политического радикализма. Правые партии и КПГ потеряли примерно по 1 млн. избирателей. СДПГ завоевала около 2 млн. новых избирателей и включила в свою фракцию 131 депутата. Либералы и националисты также расширили свои фракции. После выборов новый кабинет министров сформировал беспартийный X. Лютер, занимавший в правительствах Г. Штреземана и В. Маркса пост министра финансов. Министрами стали представители только от буржуазных партий, а сторонники СДПГ перешли в оппозицию.
Партийно-политическая ситуация этого периода характеризовалась деятельностью трех главных сил — близких к правительству центристских партий, правых и левых радикалов. При этом постоянно усиливались тенденции, которые существенно нарушали принципы Веймарского парламентаризма и ослабляли жизнеспособность самой республики. Правда, единственный раз в истории республики рейхстаг отработал полный срок своей легислатуры, и это было в 1924—1928 гг.
Республиканские партии, даже испытывая постоянное давление более радикальных партий, до 1930 г. всегда имели возможность сформировать компромиссное правительство. Поэтому нестабильность кабинетов министров нельзя объяснить только тем, что они испытывали давление со стороны правых и левых экстремистов.
Избиратели леворадикальных взглядов, которые поддерживали КПГ, являлись достаточной силой для того, чтобы ослабить СДПГ, но не могли придать весомость революционной стратегии коммунистов.
Католическая партия «Центр», без участия которой невозможно было образовать ни одно правительство, и СДПГ в целом на протяжении всего периода существования республики сохраняли свои позиции. Однако СДПГ никак не могла сделать окончательный выбор между курсом на участие в коалиционных правительствах и социалистической оппозиционностью. Партия «Центр» из-за своей неопределенной социальной ориентации также постоянно колебалась между союзом с правыми или с социал-демократами.
Обе либеральные партии, Немецкая демократическая и Немецкая народная, неуклонно терявшие свое влияние, стремились противостоять как правому, так и левому радикализму и занять место в центре политического спектра. Но они так и не смогли договориться между собой (речь шла не о слиянии, а просто о единстве политического курса), а созданное ими в 1925 г. «Либеральное объединение» оказалось недееспособным.
Наконец, политическим партиям Веймарской республики были присущи нежелание принимать на себя единоличную ответственность за судьбу государства и отсутствие четких политических концепций.