Политические партии Германии 20-х годов.

Политические партии Германии 20-х годов.

Националисты развернули шумную агитацию против пла­на Дауэса, называя его «новым Версалем» и «дальнейшим за­кабалением» Германии. Для утверждения этого плана рейхс­тагом требовалось большинство в две трети голосов, которого кабинет министров не имел. Оно могло быть обеспечено только согласием с планом фракции Немецкой национальной народ­ной партии (НННП), руководство которой устроило неболь­шой спектакль. С целью сохранить имидж патриотов лидеры националистов сориентировали фракцию таким образом, что 52 депутата проголосовали против принятия плана Дауэса, а 48 (сколько и требовалось) высказались в его поддержку. Од­нако внешне это выглядело так, будто депутаты голосуют со­гласно своим личным убеждениям.

Новые выборы в рейхстаг, проходившие 7 декабря 1924 г. в условиях постепенной стабилизации жизни в стране, пока­зали явное ослабление политического радикализма. Правые партии и КПГ потеряли примерно по 1 млн. избирателей. СДПГ завоевала около 2 млн. новых избирателей и включила в свою фракцию 131 депутата. Либералы и националисты также рас­ширили свои фракции. После выборов новый кабинет минист­ров сформировал беспартийный X. Лютер, занимавший в пра­вительствах Г. Штреземана и В. Маркса пост министра финан­сов. Министрами стали представители только от буржуазных партий, а сторонники СДПГ перешли в оппозицию.

Партийно-политическая ситуация этого периода характе­ризовалась деятельностью трех главных сил — близких к пра­вительству центристских партий, правых и левых радикалов. При этом постоянно усиливались тенденции, которые сущест­венно нарушали принципы Веймарского парламентаризма и ос­лабляли жизнеспособность самой республики. Правда, единст­венный раз в истории республики рейхстаг отработал полный срок своей легислатуры, и это было в 1924—1928 гг.

Республиканские партии, даже испытывая постоянное дав­ление более радикальных партий, до 1930 г. всегда имели воз­можность сформировать компромиссное правительство. Поэто­му нестабильность кабинетов министров нельзя объяснить только тем, что они испытывали давление со стороны правых и левых экстремистов.

Избиратели леворадикальных взглядов, которые поддер­живали КПГ, являлись достаточной силой для того, чтобы ос­лабить СДПГ, но не могли придать весомость революционной стратегии коммунистов.

Католическая партия «Центр», без участия которой невоз­можно было образовать ни одно правительство, и СДПГ в це­лом на протяжении всего периода существования республики сохраняли свои позиции. Однако СДПГ никак не могла сде­лать окончательный выбор между курсом на участие в коали­ционных правительствах и социалистической оппозиционно­стью. Партия «Центр» из-за своей неопределенной социальной ориентации также постоянно колебалась между союзом с пра­выми или с социал-демократами.

Обе либеральные партии, Немецкая демократическая и Не­мецкая народная, неуклонно терявшие свое влияние, стреми­лись противостоять как правому, так и левому радикализму и за­нять место в центре политического спектра. Но они так и не смог­ли договориться между собой (речь шла не о слиянии, а просто о единстве политического курса), а созданное ими в 1925 г. «Либеральное объединение» оказалось недееспособным.

Наконец, политическим партиям Веймарской республики были присущи нежелание принимать на себя единоличную ответственность за судьбу государства и отсутствие четких по­литических концепций.

        Рубрика: Годы стабилизации 1924-1929..
       

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки

Для любых предложений по сайту: [email protected]