Внешнеполитические события при Г. Штреземане.
В 1926 г. был заключен Берлинский договор с СССР о взаимном нейтралитете и сотрудничестве. Существовала также секретная договоренность о совместных действиях рейхсвера и Красной армии в случае нападения Польши на Восточную Пруссию или Украину. Это было шагом к исполнению давней мечты генерала X. Секта о войне Германии и СССР против Польши с целью ее раздела. Рейхсвер подчеркнуто сторонился как демократических институтов республики, так и политических партий. За спиной правительства военные активно перевооружали армию, держались в стороне от текущей политики и следовали принципу Секта: «Армия служит государству, только государству, ибо она и есть государство». Но Штреземан сознательно закрывал глаза на тайны рейхсвера.
Несмотря на постоянное сопротивление со стороны различных партий, Штреземану в течение пяти лет удалось осуществить значительную часть намеченного. Со времен О. Бисмарка ни один немецкий государственный деятель не обладал таким умением вести переговоры и добиваться желаемых результатов, как Штреземан.
Когда он положил конец пассивному сопротивлению в Руре, это способствовало ухудшению отношений между Англией и Францией и привело к появлению плана Ч. Дауэса. Стало возможно надеяться на осуществление главного замысла Штреземана — созыв конференции по европейской безопасности.
Первый шаг к этому немецкий министр сделал в сентябре
1924 г., направив в Совет Лиги Наций меморандум о готовности Германии вступить в эту организацию. В начале
1925 г. в Лондон и Париж поступили официальные немецкие предложения о заключении гарантийного пакта и признании сложившегося положения на Рейне. Успеху переговоров способствовал вывод французских войск из Рура, Дуйсбурга и Дюссельдорфа.
5 октября 1925 г. в швейцарском курортном городке Ло-карно открылась конференция министров иностранных дел Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Польши и Чехословакии. После трудных переговоров был заключен Рейнский пакт, утвердивший существующие границы между Германией и Францией, Германией и Бельгией. Эти страныобязались не применять силу друг против друга и решать все спорные вопросы мирным путем. Англия и Италия становились гарантами пакта. Но с Польшей и Чехословакией были заключены лишь арбитражные договоры, в которых Германия обещала не изменять силой нынешние границы, что отнюдь не означало ее отказа от стремления к ревизии этих границ. Официальное подписание локарнских соглашений состоялось в Лондоне 1 декабря 1925 г.
Пресса Германии начала ожесточенную кампанию против ратификации пакта и обвинила Штреземана в национальной измене. 26 октября министры от Немецкой национальной народной партии (НННП) демонстративно покинули правительство. Со своей стороны, председатель компартии Э. Тельман выступил в рейхстаге с резкой речью, назвав локарнские соглашения «пактом войны » против СССР.
Проблема восточных границ носила весьма сложный характер. Польша, имея армию, которая втрое превышала численность рейхсвера, главным своим противником считала не Германию с ее стремлением к реваншу, а СССР. Чехословакия расценила итоги переговоров в Локарно как значительное улучшение своего международного положения и переориентировала свои военные планы на оборону против Венгрии, претендовавшей на часть Словакии.
8 сентября 1926 г. Германия была принята в Лигу Наций и стала постоянным членом ее Совета. Этот триумфальный успех политики Штреземана вызвал ликование либералов и пацифистов. В то же время правые и левые радикалы начали новую атаку на министра, которая к лету 1927 г. перешла в открытую травлю. Отчаянные попытки Штреземана преодолеть непонимание его политики соотечественниками и избежать кризиса доверия в отношениях с Парижем не имели успеха. Франция явно затягивала освобождение Рейнской области, обострились проблемы выплаты репараций и разоружения.
Много сил отняли у Штреземана последние в его жизни выборы в рейхстаг 20 мая 1928 г., на которых его партия потеряла голоса полумиллиона избирателей и провела в парламент всего 35 депутатов. А депутат от нацистов, доктор философии Й. Геббельс, во всеуслышание заявил, что теперь-то он сможет официально спросить Штреземана, действительно ли министр является масоном и женат не на арийке.
27 августа 1928 г., едва оправившись от болезни, Штреземан участвовал в Париже в подписании пакта Бриана—Келлога, провозгласившего отказ от воины как инструмента внешней политики. Кончина Штреземана 3 октября 1929 г. означала фактический конец политики взаимопонимания и примирения с другими странами. Впоследствии некоторые немецкие и зарубежные политики и публицисты считали уход с политической сцены Штреземана чуть ли не главной причиной крушения Веймарской республики. Скорее всего, это преувеличение, в котором, однако, содержится значительная доля истины.