Возрождение партий
К 1946 г. в Германии вновь оживилась политическая жизнь, правда, вначале только на местном уровне. Неожиданно Для западных держав 10 июня 1945 г. образованная накануне советская военная администрация в Германии (СВАГ) разрешила создание политических партий. Одной из причин такой поспешности было стремление СССР взять под свой контроль создаваемые в немецкой столице и претендующие на общегерманское представительство партии до намеченного на июль вступления в Берлин частей западных союзников.
Первой, уже 11 июня, узаконила свой статус Коммунистическая партия Германии (КПГ) во главе с В. Ульбрихтом (лидеры партии прилетели из Москвы еще 20 апреля). 15 июня руководство Социал-демократической партии Германии (СДПГ) выступило в Берлине с призывом к объединению обеих рабочих партий в целях «морального исправления политических ошибок прошлого». В Ганновере еще до окончания войны под руководством проведшего десять лет в нацистских концлагерях К. Шумахера была воссоздана местная организация СДПГ. Настаивая на том, что руководство КПГ явилось косвенным соучастником прихода нацистов к власти, Шумахер категорически отказался от объединения с коммунистами. На базе бывших либеральных партий периода Веймарской республики в Бадене и Вюртембер-ге, а затем во всех западных зонах образовалась единая Свободная демократическая партия (СвДП). Председателем этой официально-оформленной 11 декабря 1948 г. на съезде в Геппенгейме партии был избран Т. Хейс — будущий первый президент ФРГ.
Партией совершенно нового типа явился межконфессиональный Христианско-демократический союз (ХДС). Во главе региональной организации ХДС советской зоны стоял Я. Кайзер, программа построения «христианского социализма» которого нашла отклик и у руководителей других отделений партии. Западные региональные организации христианских демократов в декабре 1945 г. на съезде в Бад-Годесберге объединились в единый Христианско-демократический союз, к которому в качестве самостоятельной партии примкнул созданный в октябре в Баварии Христианско социальный союз (ХСС), более консервативный и федералистский, чем ХДС. Базой ХДС стала рейнско-вестфальская организация во главе с К. Аденауэром. Этот бывший обер-бургомистр Кельна был опытным и хитрым политиком, обладал сильной волей и трезвым рассудком. В принятой 3 февраля 1947 г. Аленской программе содержались серьезные антикапиталистические требования. Эта программа, отличавшаяся социально-реформистской направленностью, через год была преобразована в частно-капиталистическую концепцию «социального рыночного хозяйства».
В Москве быстро убедились, что ряды КПГ растут гораздо медленнее, чем ряды СДПГ и буржуазно-демократических партий. Поэтому уже с октября компартия стала активно стремиться к объединению с социал-демократами. Руководители СДПГ во главе с О. Гротеволем оказались под массивным давлением руководства советской зоны. Многие противники объединения партий были арестованы. Предварительное голосование социал-демократов по этому вопросу состоялось лишь в западных секторах Берлина и показало, что 82% социал-демократов не хотят объединяться с коммунистами в единую партию.
Но руководство СДПГ не выдержало давления советской военной администрации, и съезд партии, на который были избраны «надежные» социал-демократы, проголосовал за создание единой рабочей партии. 21—22 апреля 1946 г. на объединительном съезде было провозглашено создание Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), сопредседателями которой стали В. Пик и О. Гротеволь. С середины 1948 г. СЕПГ превратилась в «партию нового типа», построенную по советскому образцу. Руководство партии отказалось от первоначального тезиса об особом немецком пути строительства социализма, а с 1949 г. объявило беспощадную борьбу «социал-демократизму»