Денацификация
В разных оккупационных зонах процесс денацификации, т.е. удаления из немецкой общественно-политической жизни активных национал-социалистов, проходил по-разному. Наиболее основательно к проведению денацификации подошли американцы. В британской и американской зонах все взрослые жители Германии (всего 25 млн человек) должны были заполнить огромную анкету — ответить на 131 вопрос.
Комиссии по денацификации состояли из самих немцев. Наказание человека зависело от степени его виновности, установленной комиссией. Это могла быть отправка в рабочие лагеря на срок до десяти лет, увольнение с ответственных постов, запрещение занимать некоторые должности, лишение пенсии, выплата денежного штрафа. При этом заваленные ворохом анкет комиссии рассматривали в первую очередь простые и легкие случаи, оставляя решение сложных на будущее. В результате создалась парадоксальная ситуация. Были наказаны мелкие нацисты, а более крупные, с прошлой деятельностью которых приходилось разбираться основательно, благополучно дождались марта 1948 г., когда денацификация была прекращена.
В советской зоне к денацификации подошли со всей серьезностью. К 1947 г. с государственной службы было уволено свыше полумиллиона бывших членов национал-социалистической партии, причем на освободившиеся места (особенно в полиции и юстиции) назначали обычно коммунистов. Для осужденных было организовано десять спецлагерей, в которых находилось 150 тыс. заключенных. Самой радикальной чистке подверглись органы юстиции. По судебной реформе 1946 г. подавляющее большинство судей и прокуроров были заменены народными судьями, которые, как правило, не имели юридической подготовки.
Во многом непродуманная процедура денацификации и ошибки при ее проведении привели к тому, что слишком много немцев имели повод считать, что с ними поступили несправедливо.