Оккупационная политика держав-победителей
После капитуляции Третьего рейха верховную власть в Германии приняли на себя главнокомандующие войсками держав-победителей. Еще на конференциях 1943 г. в Тегеране и 1945 г. в Ялте «большая тройка» — И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль — договорились, что Германия будет разделена на оккупационные зоны. В Ялте, по предложению Черчилля, на которого оказывал давление французский лидер, генерал Ш. де Голль, было решено удовлетворить притязания Парижа на собственную оккупационную зону, выделенную из англо-американской.
В каждой из оккупационных зон действия военной администрации имели свои особенности. Американская политика была довольно противоречива. С одной стороны, в США полагали, что немцев следует сурово наказать, с другой — оптимистично надеялись на быструю демократизацию Германии. Поэтому американцы отказались от разработанного в годы войны плана министра финансов Г. Моргентау, предусматривающего полную деиндустриализацию Германии, т. е. превращение ее в аграрную страну. Самые активные сторонники демократических преобразований, американцы раньше всех предоставили немецким политическим органам автономные права.
Англичане придерживались мнения Черчилля, что в войне надо проявлять решительность, при победе — великодушие, после нее — добрую волю. Их оккупационная политика пыталась сочетать твердость с мягкостью. Никаких решительных изменений в своей зоне Англия не проводила.
Франция в своей оккупационной зоне действовала довольно самовластно, не обращая внимания на позицию других дер жав. Она по традиции придерживалась плана укрепления и расширения своего влияния на Рейне и сразу включила промышленность Саара в свою экономическую систему. Не приглашенная на Потсдамскую конференцию (1945), Франция в отместку отказалась признать ее решения и не поддержала совместную политику держав-победительниц.
Больше всех пострадавший от нацизма Советский Союз стремился возместить свои потери и не допустить возрождения мощной независимой Германии. В Москве рассматривали свою зону прежде всего как источник репараций и настаивали на равноправном участии в эксплуатации развитой промышленности Рура.
Для совместного управления Германией в июне 1945 г. в Берлине был создан действующий по принципу единогласия союзный Контрольный совет. В него вошли четыре командующих союзными армиями, одновременно ставшие военными губернаторами своих зон. Но не были созданы центральные немецкие административные органы, которые должны были бы помогать работе Совета. Этому воспротивилась Франция, предлагавшая создать на месте некогда могущественного рейха союз отдельных государств.
Союзный Контрольный совет занимался прежде всего отменой нацистских законов и восстановлением нормальных условий жизни населения. Директивы Совета проводили в жизнь военные губернаторы. С самого начала работу Совета затруднял различный подход СССР и западных держав к вопросу об экономическом единстве Германии.